Любой народ переживает время активных войн и экспансий. Но есть племена, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры. Это идеальные воины без страха и морали.
Название новозеландского племени «маори» означает «обычный», хотя, по правде говоря, ничего обычного в них нет. Еще Чарльз Дарвин, которому довелось встретиться с ними во время своего путешествия на «Бигле», отмечал их жестокость, особенно по отношению к белым (англичанам), с которыми они сражались за территории во время маорийских войн.
Маори считаются автохтонным населением Новой Зеландии. Их предки приплыли на остров приблизительно 2000-700 лет назад из Восточной Полинезии. До прихода англичан в середине XIX века серьезных врагов у них не было, "развлекались" они в основном междоусобицами.
За это время сложились их уникальные обычаи, свойственные многим полинезийским племенам. Например, они отрубали головы плененным врагам и съедали их тела – так, по их верованиям, к ним переходила сила противника. В отличие от своих соседей – австралийских аборигенов - маори участвовали в двух мировых войнах.
Известно, что во время Первой мировой войны они с помощью своего боевого танца хака заставили противника ретироваться в ходе наступательной операции на Галлипольском полуострове. Этот ритуал сопровождался воинственными криками, топотом и устрашающими гримасами, что в буквальном смысле обескуражило врагов и дало маори преимущество.
В ходе Второй мировой войны маори сами настояли на формировании собственного 28 батальона.
Другой воинственный народ, который тоже повоевал на стороне британцев, – это непальские гурхки. Еще в колониальные времена англичане отнесли их к категории «самых воинствующих» народов, с которыми им пришлось столкнуться. По их словам, гуркхов отличала агрессивность в бою, храбрость, самодостаточность, физическая сила и пониженный болевой порог. У этих гордых воинов даже дружеское похлопывание по плечу считается оскорблением. Самим британцам пришлось сдаться под напором гуркхов, вооруженных одними ножами.
Неудивительно, что еще в 1815 году была развернута широкая кампания по привлечению гуркхских добровольцев в британскую армию. Бесстрашные воины быстро сыскали славу лучших солдат мира.
Они успели поучаствовать в подавлении восстания сикхов, в Афганской, Первой и Второй мировых войнах, а также в Фолклендском конфликте. Сегодня гуркхи по-прежнему являются элитными бойцами английской армии. Набирают их все там же – в Непале. И надо сказать, что конкурс, по данным портала modernarmy, сумасшедший - на 200 мест претендуют 28 000 кандидатов.
Сами британцы признают – гуркхи как солдаты лучше, чем они сами. Может, потому что они более мотивированы. Хотя сами непальцы утверждают, дело здесь совсем не в деньгах. Они гордятся своим воинским искусством и всегда рады применить его в деле.
Когда одни малочисленные народы активно интегрируются в современный мир, другие предпочитают сохранять традиции, даже если они далеки от ценностей гуманизма.
Например, племя даяков с острова Калимантан, которые заслужили страшную репутацию охотников за головами. Что скажешь, если по их традициям мужчиной можно стать, только добыв голову своего врага. По крайней мере, так было еще в XX веке. Народ даяков (по-малайски — «язычник») – это этническая группа, которая объединяет многочисленные народы, населяющие остров Калимантан в Индонезии.
Среди них: ибаны, кайяны, моданги, сегаи, тринги, инихинги, лонгваи, лонгхаты, отнадомы, сераи, мардахики, улу-айеры. До места проживания некоторых из них даже сегодня добраться можно только на лодке.
Кровожадные обряды даяков и охота за людскими головами официально были прекращены в XIX веке, когда местный султанат попросил англичанина Чарльза Брука из династии белых раджей как-то повлиять на народ, представители которого не знают иного способа стать мужчиной, кроме как отсечь кому-то голову.
Захватив в плен наиболее воинственных вождей, посредством политики кнута и пряника ему вроде бы удалось наставить даяков на мирный путь. Но люди продолжили бесследно исчезать. Последняя кровавая волна прокатилась по острову в 1997-1999 годах, когда все мировые агентства кричали о ритуальном каннибализме и играх маленьких даяков с человеческими головами.
Среди народов России одной из самых воинственных народностей являются калмыки, потомки западных монголов. Их самоназвание переводится как «отколовшиеся», ойраты означает "не принявшие ислам". Сегодня большая их часть проживает в Республике Калмыкия. Кочевники всегда агрессивнее земледельцев.
Предки калмыков – ойраты, жившие в Джунгарии, были свободолюбивыми и воинственными. Даже Чингисхану не сразу удалось подчинить их, за что он требовал полностью уничтожить одно из племен. Позже ойратские воины вошли в состав войска монгольского полководца, и многие из них породнились с чингизидами. Поэтому не без основания некоторые из современных калмыков считают себя потомками Чингисхана.
В XVII веке ойраты ушли из Джунгарии и, совершив огромный переход, достигли приволжских степей. В 1641 году Россия признала Калмыцкое ханство, и с этого времени калмыков постоянно стали набирать в русскую армию. Говорят, что боевой клич «ура» когда-то произошел от калмыкского «уралан», означающего «вперед». Особенно они отличились в Отечественной войне 1812 года. В ней участвовали три калмыцких полка численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высших орденов России.
Курды наряду с арабами, персами и армянами являются одним из древнейших народов Ближнего Востока. Проживают они в этногеографической области Курдистан, которую после Первой мировой войны поделили между собой Турция, Иран, Ирак и Сирия.
Язык курдов, по мнению ученых, принадлежит к иранской группе. В религиозном плане единства у них нет – среди них встречаются мусульмане, иудеи и христиане. Курдам вообще сложно друг с другом договориться. Еще доктор медицинских наук Э.В. Эриксон отмечал в своей работе по этнопсихологии, что курды – народ беспощадный к врагу и ненадёжный в дружбе: «Уважают они только себя и старших. Нравственность их вообще очень низка, суеверие чрезвычайно велико, а настоящее религиозное чувство развито крайне слабо. Война – их прямая врождённая потребность и поглощает все интересы».
Насколько в наши дни актуален этот тезис, высказанный в начале XX века, сложно судить. Но тот факт, что они никогда не жили при собственной централизованной власти, дает о себе знать. По словам Сандрин Алекси из Курдского университета в Париже: «Каждый курд — король на своей горе. Поэтому они ссорятся друг с другом, конфликты возникают часто и легко».
Но при всей своей бескомпромиссности друг к другу курды мечтают о централизованном государстве. Сегодня «курдский вопрос» - один из самых острых на Ближнем Востоке. Многочисленные волнения, устраиваемые курдами с целью добиться автономии и объединиться в одно государство, продолжаются с 1925 года. С 1992 по 1996 год они вели гражданскую войну на севере Ирака, перманентные выступления до сих пор возникают на территории Ирана. Одним словом, «вопрос» висит в воздухе. Сейчас единственное государственное образование курдов с широкой автономией – это Иракский Курдистан.