19/07/13

7 человек, превративших Россию в шахматную сверхдержаву

29 марта Вильгельм Стейниц одержал победу в матче с Иоганном Цукертортом и стал первым официальным чемпионом мира по шахматам. Если бы международные конфликты решались за шахматным столом, гегемония России над другими странами была бы неоспорима и непоколебима.


1
Безвестный купец

Имя первопроходца, того, кто привёз шахматы на Русь, того, благодаря кому игра вскоре прижилась и стала одной из главных национальных забав – неизвестно. Скорее всего, это был купец, ездивший в Хазарский каганат. Жил он в девятом веке, от хазарских или персидских коллег узнал о шахматах, мало-помалу научился играть и привёз набор костяных фигурок домой.
Уже в XII веке шахматы стали неотъемлемой составляющей жизни не только знати, но и простых людей. При раскопке домов новгородских бояр, купцов и ремесленников археологи обнаружили несколько десятков шахматных фигурок. Шахматы неоднократно упоминаются в былинах: известно, например, что Добрыня Никитич сражался с царём за шахматной доской и поставил тому мат. Впрочем, цари не только былинные, но и реальные увлекались шахматами. «Танцы, кулачные бои и другие распространённые у нас благородные упражнения у русских не допускаются вовсе, - пишет побывавший в России во второй половине XVII века Яков Рейтенфельс. – В так называемые шахматы, знаменитую персидскую игру, по названию и ходу своему поистине царскую, они играют ежедневно, развивая ею свой ум до удивительной степени». «Эти русские превосходно играют в шахматы; наши лучшие игроки перед ними — школьники», - соглашается с ним Адам Олеарий. Существует легенда, будто бы Иван Грозный умер за шахматной партией. При этом шахматы приравнивались к таким страшным грехам, как игра в кости и пьянство. И шестой Вселенский собор даже призывал предавать анафеме шахматистов.

2
«Северный Филидор»

Так и оставаться России страной шахматистов-любителей, если бы не Александр Петров, прозванный за склонность к позиционной игре «северным Филидором». Он заложил первые кирпичи в строительство шахматной сверхдержавы. В начале XIX века на шахматной арене доминировали итальянская и французская школы шахмат. Мастера того времени были сторонниками либо одной, либо второй. Александр Петров нашёл компромиссный вариант, тем самым заложив основы русской школы. Он даже разработал дебют, широко известный сейчас под названием русского. Северный Филидор приложил руку и к изгнанию французов из Москвы, правда, опять же, на шахматном поле: им была разработана задача «Бегство Наполеона из Москвы в Париж». В начале XIX века Петров и шахматы в России были синонимами. В домах любого уважающего себя шахматиста была книга мастера. Две книги, к примеру, были в библиотеке Пушкина.

3
Чигорин-объединитель

К концу XIX века столицей шахматного мира стал Лондон, ведущей державой – Британия. К этому времени на мировой арене появился новый мастер из России, воспитанный в Гатчине сирота – Михаил Чигорин. Он не просто играл на равных с сильными мира шахматного, но занимал призовые места и даже обыгрывал признанного чемпиона – Вильгельма Стейница. Чигорин был в шаге от того, чтобы отнять у короля корону: они дважды встречались на Кубе. В первый раз победить маэстро Чигорину помешал его собственный организм: петербуржец не смог акклиматизироваться и провёл матч фактически больным. Во второй встрече Чигорин проигрывал Стейницу 8:9, вёл в партии, должен был завершить её победой и сравнять счёт. Но, относившийся к партии как к произведению искусства, он не смог пожертвовать красотой в угоду эффективности и допустил ошибку. Чемпионский титул остался за Стейницем.
Заслуга Чигорина не только в успехах за рубежом: он стал первым профессиональным игроком в России. Благодаря ему в списке профессий империи появилась новая: шахматист. Более того, Михаил Чигорин сплотил шахматистов страны, фактически создал единую русскую школу шахмат. Россия не отдельными представителями, а как страна появилась на шахматной карте.

4
Первый чемпион

Из девятнадцати шахматных чемпионов десять – граждане России или СССР. Первый среди них – Александр Алехин. Он же – единственный из всех – чемпион, умерший непобеждённым. 13 лет Алехин готовился к главному матчу своей жизни. Ещё когда его будущий соперник, Хосе-Рауль Капабланка, не был чемпионом, Алехин утверждал, что готовится к матчу именно с ним. И оказался прав.
Почти всю осень 1927 года длилось сражение между двумя непримиримыми соперниками. За полгода до того в нью-йоркском турнире Капабланка наголову разбил Алехина, и эксперты в один голос предсказывали безоговорочную победу кубинца, заранее утешая россиянина. Но первую партию – и чёрными – выиграл именно Алехин. Этого никто не ожидал. И менее всего оказался готов к упорной борьбе сам Капабланка. 25 партий соперники свели вничью. Война за столом велась не только тактическая, но и психологическая. И в 27 партии кубинец допустил грубую ошибку, упустив победу. Его дух был сломлен, и претендент в итоге победил с крупным счётом 6:3.
Став чемпионом, Алехин в последующие семь лет всё дальше оттачивал мастерство, выигрывая один за другим крупные международные турниры. Непревзойдённый шахматный художник, он  умер в 1946 году, сидя за столом с шахматами.

5
Чемпион-1925

Одним из сильнейших российских шахматистов начала XX века наряду с Алехиным был Эфим Боголюбов. Он дважды оспаривал титул чемпиона мира у своего земляка, оба раза неудачно. Тем не менее, его имя – в ряду строителей российской шахматной сверхдержавы. Звёздный час Боголюбова наступил за два года до алехинского, в 1925-м. В ноябре того года в Москву слетелись сильнейшие шахматисты со всего мира, 10-го числа был открыт первый московский международный турнир.
В столице был настоящий шахматный бум. В зал, где проходили матчи, рассчитанный на 200 мест, набивалось по две тысячи человек. Кубинец Капабланка – в ноябре - предлагал играть в купальниках: настолько было душно. Несмотря на огромное давление, Боголюбов практически сразу захватил лидерство и в итоге, набрав в 20 партиях 15,5 очков, занял неожиданное первое место, обогнав даже чемпионов мира Ласкера и Капабланку.

6
Самый достойный носитель титула чемпиона

«Анатолий Карпов – самый достойный носитель титула чемпиона», - такое заявление появилось с лондонской «Таймс» в пору подготовки к матчу на звание чемпиона мира между Карповым и Бобби Фишером. Как известно, Карпов стал единственным в истории чемпионом, получившим титул «без борьбы». К тому моменту Россия уже стала главной шахматной державой, а претендент из России – главным кандидатом на корону.
Из-за характера Фишера борьбы за столом не случилось, но Карпову, преодолевшему 60 партий в турнире претендентов, пришлось выдержать ещё и дипломатическую борьбу, прежде чем титул был по праву присуждён ему.
Начиная с чемпионства Карпова, судьба титула стала решаться за пределами шахматного поля, и превосходство нашей страны перестало быть чисто шахматным.

7
Последний чемпион

Последним на данный момент российским чемпионом мира является Владимир Крамник. С его победой в 2006 году над болгарином Веселином Топаловым произошло объединение расколотого надвое шахматного мира. По ходу матча разразился скандал. Команда Топалова обвинила Крамника в том, что тот слишком часто отлучается в туалет, где пользуется подсказками компьютера. Обвинения были опровергнуты, но матч оказался под угрозой срыва. Весь шахматный мир встал на защиту Крамника. Да и не только шахматный: по слухам, даже Владимир Путин звонил шахматисту и просил продолжить матч.
Проиграв матч через несколько дней, команда болгарина объявила прессе, что россиянину помогали агенты спецслужб. Кроме того, матч проходил в Элисте, на территории России, и болгары жаловались на давление со стороны организаторов. Всё это было ложью, которая, впрочем, свидетельствует о том, какое место за два века Россия заняла на международной шахматной арене.

 Григорий Саблин