25/07/13

7 чудиков Василия Шукшина

Его герои жили правдиво, и за эту странность их прозвали чудиками. Вспомним 7 чудиков, которых Шукшин считал героями своего времени.

1
Василий Князев

«Человек трезвый, разумный, - писал Шукшин, - до конца понимает свое время, знает правду, и если обстоятельства таковы, что лучше о ней, правде, пока помолчать, он молчит». И разумные люди в его произведениях за то не любят чудиков, что те не понимают простых, известных каждому взрослому человеку, вещей: когда можно сказать правду, а когда смолчать или солгать. Что делать пристойно, а что – нет.
Невестка Василия Князева, жена его старшего брата, как-то сразу, нутром невзлюбила его, разглядела в нём непутевого человека. И оказалась права: этот Василий, который потерял в магазине 50 рублей, а, обнаружив пропажу, постеснялся забрать, этот Василий решил задобрить суровую невестку и расписал красками колясочку племянника. Но, обозлённая, ослеплённая злобой, невестка не могла увидеть ни добра, ни красоты – и Василий, один только вечер пообщавшийся с братом, был вынужден уехать домой.

2
Андрей Ерин

Трагедия чудика не только в том, что его не любят разумные люди, но и в том, что если он попытается приспособиться, начнёт жить, как другие живут, ничего у него не выйдет. Дурак всегда останется в дураках.
Так произошло с Андреем Ериным, который за 120 рублей, отложенных на шубы детям, купил микроскоп. Нахватавшись из газет, он решил заделаться учёным, разглядывал микробов, приобщил к этому занятию сына-пятиклассника. Жене сказал, что деньги потерял, а микроскоп – это премия. Андрей дошёл даже до открытия, что микробы пробрались в его кровь и думал найти средство, чтобы избыть их. Пытался заколоть наточенной проволокой, но та оказалась слишком толста. Хотел истребить электричеством… Но тут на его голову в гости зашёл пьяный коллега, и обман вскрылся. Жена сдала микроскоп в комиссионку, а Андрей стал пить, как прежде.

3
Александр Козулин

Чудик всё делает не к месту. И если врёт – тоже не к месту, и потому от его вранья зла не прибавляется. Услышав по радио о том, что в ЮАР впервые в мире – и успешно - врачи пересадили человеку сердце, сельский ветеринар Александр Козулин на радостях выбежал во двор и два раза пальнул из ружья. Ночью, в три часа.
Прибывший в полдень участковый отвёз Козулина председателю сельсовета, то ли протокол составить, то ли просто поговорить, предупредить, чтобы больше не стрелял. Но Козулин зачем-то начал врать, сказался «шизей» и стал вести себя неадекватно. Участковый и предсельсовета и не думали задерживать ветеринара – и, поговорив с ним, отпустили.

4
Бронислав Пупков

Кажется, что многие герои выписаны Шукшиным для того, чтобы мы, прочитав рассказ, улыбнулись, а улыбнувшись, посмотрели вокруг чуть по-другому. Таков Бронислав Пупков – с самого начала, с имени своего смешной. Смешно и его враньё о том, что какой-то генерал приметил его в лазарете и дал задание застрелить Гитлера. Бронька проник в бункер фюрера, произнёс «фьюрер» на чистом немецком и выстрелил, но промахнулся. Неизвестно как, чудом, наверное, спасшись, Бронька теперь по секрету как государственную тайну рассказывал об этом охотникам, которых водил по лесам.

5
Константин Валиков

У пастуха Кости Валикова и жена есть, и дети, и достаток (у него даже в долг берут), и работник он безотказный – а всё-таки дурак, дурак в исконном, юродивом смысле. И зовут его в деревне Алёшей бесконвойным, преподобным даже. Причиной тому – одна его черта: ничего он не делает в субботу, ни в колхозе, ни по дому, а, растопив с утра баню, парится весь день. Никто, даже жена, не может ни понять, ни объяснить это пристрастие и то упорство, с которым Алёша, как ритуал, сохраняет его.
А объяснение алёшиного упорства просто. Об этом говорит Шукшин в статье «Нравственность есть Правда»: «Вот пришел человек в этот мир… Чтобы, конечно, потрудиться, вырастить хлеб, сделать чудесную машину, построить дом, но еще — чтобы не пропустить ПРЕКРАСНОГО в этом мире». Алёша в субботу думает, вспоминает – он живёт духовной жизнью, отрешается от быта, от работы, соседей, приобщается к прекрасному.

6
Фёдор Грай

Кузнец Фёдор Грай органически не мог переносить лицемерие и ложь. И он участвовал в самодеятельности, интересна ему была актёрская профессия. Но каждый его выход на сцену – это был провал: не мог «артист» громко произносить реплики, сжевывал, мямлил их. И режиссёр кричал на него и требовал, чтобы Фёдор громче, громче говорил. Показывал, как надо роль играть, и мастерски: всем бывало от его игры смешно. Но Фёдор не мог, не понимал: одно кривлянье ему виделось, пустота и фальшь. Он не верил репликам, которые должен был произносить, презирал персонажей, которых ему навязывали играть. И, в конце концов, не сдержавшись, наговорил во время спектакля партнёру, который играл бюрократа, всё, что думает. Вопреки ходу действия он заставил бюрократа согласиться с ним. А, добившись своего, ушёл со сцены из «искусства», не желая больше участвовать в кривляньи. Через три дня он с ровной душой воспринял известие о том, что занял первое место на смотре самодеятельности.

7
Семён Рысь

Сёмка Рысь был столяр-золотые руки, мастер. Весь рассказ о том, как он, увидев красоту, не смог молчать и пытался показать её людям. Но люди приводили различные, но всегда разумные, доводы и в итоге объяснили, что красота была осмотрена, исследована специальной комиссией, которая заключила, что данная красота художественной ценности не представляет.
Хотел Сёмка Рысь своими руками отреставрировать небольшую церковку в деревне Талице, просил помощников да денег на материалы и оплату работы – да и работы там было немного, - но ничего не дали. Он был восхищён творением неизвестного мастера. Он хотел восстановить заброшенную церковь, чтобы стояла она на радость людям. «Умеешь радоваться — радуйся, умеешь радовать — радуй», - думал Сёмка. Хотел – но получил только обиду и досаду. Чувствовал себя чудик так, будто вступился за невиданной красоты девку, которую все обижали, но мудрые люди ему сказали, что жалеть её нельзя…

Григорий Саблин

7 главных факторов русского страха