19/08/12
7 девушек с соседнего двора

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Образ девушки со двора в поэзии, и в живописи.

1
Иван Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784

Это первый парадный портрет с крестьянкой в главной роли, поэтому многие склонны считать крестьянку не настоящей, а актрисой, переодетой в сарафан и кокошник. В пользу того, что барышня - действительно крестьянка говорят этнографически точный наряд Московской губернии и бесхитростное отсутствие всякой манерности. К тому же, Аргунов сам происходил из крепостных, поэтому его интерес к крестьянской тематике были особенно острым.

2
Владимир Боровиковский. Портрет торжковской крестьянки Христиньи. 1795

Христинья выглядит не столько реальной крестьянкой, сколько воплощенной мечтой художника-сентименталиста, последователя Карамзина, утверждавшего, что «и крестьянки любить умеют!» Крестьянка-мечта предстает в национальном костюме, на фоне прозрачно-голубого неба и зеленоватого занавеса. Живописец любуется нежным лицом, красочным нарядом: белой рубашкой, зеленым сарафаном, отороченным золотым позументом, малиновым кокошником.

3
Алексей Венецианов. Девушка с теленком. 1829

Венецианов не только со стороны любовался очарованием привычной простоты, но и полностью построил свою жизнь на традициях деревенского уклада. Он поменял чиновничью участь на судьбу Академика художеств, живущего своим искусством вдали от столиц, в крохотном именьице Сафонково в Тверской губернии. Там он наладил маленькое, но образцовое хозяйство – по агрономической науке добился регулярных урожаев. Земля кормила семью Венецианова в прямом и буквальном смысле слова. Она же и ее жители питали вдохновение художника. Образ скромной девушки с теленком родился здесь, среди округлых холмов и густых лесов, на берегу тихой речки с почти символическим названием Ворожба.

4
Филипп Малявин. Изучение алфавита.

Малявин - чистая эмоция. Крестьянин из многодетной семьи, иконописец на Афоне, "мирискуссник" в Париже. Уже став известным живописцем, Филипп Андреевич признавался: «Долгое время я никак не мог решить, быть мне живописцем или резчиком, и это меня очень удручало. Смотрел всегда с ужасом на годы — вот будет мне семь, восемь. До десяти я и представить себе не мог, да это уже старость, мне казалось, люди после десяти лет уже пожилые... Я только одного боялся, как бы мне не потерять времени, и бегал, собирал угли в золе и рисовал везде — на стенках, на колесах, на воротах и даже на золе. Обращался к мужикам, чтобы они мне показали, как нужно рисовать, и с успехом пользовался их советами». Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком: его девушки - это восторг, юмор, юношеская провокация и жизнерадостность.

.

5
Абрам Архипов. Портрет крестьянки. 1911 г.

Архипов – талантливый крестьянин, ученик Перова и Поленова. В качестве практики каждым летом ежегодно ездил на родину в Рязанскую губернию, где писал этюды, выбирая в качестве моделей своих же односельчан. Поскольку он лично знал и людей, и их жизнь, картины получались живыми, жанровыми, а девушки - искренними и игривыми. Все они – в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Портреты написаны темпераментным крупным мазком, отличаются декоративностью, яркой красочной гаммой.
Именно Абрама Архипова можно считать тем, кто после многовекового застоя заново открыл красный цвет в русской живописи, всю его силу и огненную мощь - то ли красного солнышка, то ли страшного пожара... От него идут красные бабы и Малявина и Соловицкого.

6
Зинаида Серебрякова. Крестьянская девушка. 1910-е гг.

Серебрякова своим художественным развитием в первую очередь обязана дяде  Александру Бенуа - брату матери. Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа  и  в  имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. С их портретами связан и первый успех  в творчестве художницы, который пришелся на 1914—1917 гг. Она создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе, очень «женских», аккуратных работ, воспевающих красоту и силу молодых крестьянок.

7
Владимир Татлин. Крестьянка. 1911

И Малевич, и Кандинский, и Ларионов, и другие представители авангардной молодежи искали новый язык и новые художественные приемы, чтобы рассказать о «духовном в искусстве», включить в живопись свои поиски философии нового времени. Перерабатывая накопленный опыт поколений – от русской иконы и лубка до фольклорного искусства, они изобретали собственные живописные стили. Татлин, например, всегда оставался в генетической связи с древнерусским искусством, иконописью, фресками: с изучения и копирования образцов древнерусского искусства он и начал свои занятия искусством вообще.

Ольга Щербакова

.