28/06/13

7 главных добродетелей преподобного Моисея Оптинского

29 июня 1862 года почил преподобный Моисей, настоятель Оптиной Пустыни, человек, во многом усилиями которого обитель превратилась в один из главных центров духовной жизни. В несколько раз увеличилось число послушников. Была накоплена богатейшая библиотека. Однако не только делами своими, но и добродетелями славен человек.20301

1
Подвиг отшельничества

Всю жизнь преподобный питал склонность к уединению. Для этого он вопреки воле отца в 19 лет стал послушником Саровской Пустыни, а затем поселился среди пустынножителей в Рославских лесах.
Жизнь в лесах была и трудной, и опасной. Питались отшельники, в основном, репой, которую выращивали на огородах. Летом собирали грибы и ягоды, которые раздавали благодетелям, присылавшим крупу, хлеб и постное масло. В лесах было много волков. К их зимнему вою отшельники привыкли, как к завыванию ветра. Были и медведи, которые порой разоряли огороды. Наведывалась полиция. Однажды напали разбойники. Но страшнее всего был ураганный ветер, который выкорчёвывал столетние деревья. Одно дерево упало в нескольких шагах от обители преподобного.

2
Подвиг настоятеля

После десяти лет отшельничества преподобный Моисей вместе с младшим братом и ещё двумя монахами переселился в Оптину Пустынь. Им было поручено Калужским архипастырем Филаретом устроить скит. Они срубили высокие сосны, поставили небольшую келью, а затем – и церковь в честь Иоанна Предтечи. Преподобный Моисей был рукоположен в иеромонахи и стал духовником обители, а через три года, в возрасте 43 лет - настоятелем монастыря.
Подвиг настоятеля был не менее труден, чем подвиг отшельника: преподобному приходилось не только устраивать хозяйственную и духовную жизнь обители, но и бороться со страстями, которые питает всякая власть. Отец Моисей был прост в обращении, жил в тех же условиях, что и братия. Несмотря на многочисленные протесты, он организовывал внутреннюю жизнь монастыря на основе святоотеческого учения. В Оптиной стали поселяться старцы, и игумен планомерно возрождал забытую традицию старчества как основы иноческой жизни. Собственными действиями подавая пример, настоятель поселился в скиту старца Леонида и неуклонно подчинялся его наставлениям.

3
Смирение

Иноки, жившие в Оптиной до приезда преподобного, часто оказывались недовольны его действиями. Первое время они старались бороться с ним, критиковали, даже писали доносы отцу Филарету. Но и доносы оставались без внимания, и сам преподобный своим смирением примирял братию.
Особенно любил критиковать и поучать архимандрита монах Вассиан, который был старше его и давно жил в Оптиной. Обстоятельно выслушав критика, преподобный Моисей удалялся к себе в келью и выходил оттуда со связкой баранок, тем самым благодаря строптивого Вассиана за совет: «Ну, отец Вассиан, спаси тебя Господи, что потрудился посетить меня грешного, вот тебе за это и гостинец».
В 1835 году Калужским архипастырем был назначен Преосвященный Николай, за что-то невзлюбивший преподобного Моисея. Он вмешивался в хозяйственные дела монастыря, переводил монахов в другие обители, запретил игумену самостоятельно назначать иноков и раздавать им должности. Продолжалось это 15 лет. И настоятель, вспыльчивая натура, воспринимал эти препятствия как личное испытание, возможность бороться со страстями.

4
Всепрощение

Насколько преподобный Моисей был требователен к себе, настолько же и всепрощающ. Когда кто-нибудь из иноков винился перед ним, что нарушил послушание, игумен не только не наказывал, но и благодарил, и приободрял его, вдохновлял взяться за дело с большим рвением. Даже нарушителей и тех, кто злоумышлял против него, Моисей прощал и наказывал неохотно, всегда давая время раскаяться.
Как-то один из монахов усомнился в обоснованности и полезности некоторых распоряжений настоятеля, с чем после долгого колебания обратился к нему: «Батюшка, меня один помысл очень беспокоит». – «Что же тебе, брат, помысл говорит?», - спросил его преподобный. – «А вот, батюшка, помысл мне говорит, что вы не так делаете то и то». И настоятель очень просто разрешил сомнения инока. «Скажи, брат, твоему помыслу, что это не его дело», - улыбаясь, ответил он.

5
Гостеприимство

При стремлении к уединению преподобный Моисей был всегда гостеприимен. Он был рад каждому новому послушнику, старался поговорить с ищущими встречи мирянами. Помогал беднякам и больным. В монастыре получал приют всякий, кто в нём нуждался. При этом платы за постой не было. Висела лишь кружка, в которую, кто сколько сможет, предлагалось класть пожертвования. А не боится ли настоятель, что все будут жить бесплатно? – спросил его как-то один купец. «Девяносто девять не заплатят – Бог пошлет сотого, который за всех заплатит», - ответил преподобный, и с тех пор купец стал одним из благодетелей Пустыни.
Часто те, кому помогал преподобный Моисей, и не понимали этого. Он организовывал строительство часто для того, чтобы обеспечить заработком бедняков. В монастыре жило много сирот, занятие которых заключалось в том, чтобы отпугивать птиц и ловить грызунов. Он часто покупал ненужные вещи, испорченные продукты, а когда его с недоумением спрашивали, зачем, настоятель сам удивлялся: «Ведь у него же пять детей, чем он будет кормить семью?»

6
Книголюбие

С ранних лет в преподобном жила любовь к книгам. Когда он, ещё будучи Тимофеем Путиловым, работал в лавке, лишь покупатель мог отвлечь его от книги.
Став настоятелем, преподобный Моисей организовал библиотеку, которая пополнялась очень быстро: в Калуге даже говорили, что после него бессмысленно заходить в книжную лавку: всё самое интересное уже раскуплено. При Моисее в обители была развёрнута и книгоиздательская деятельность.

7
Прозорливость

О присущем игумену даре прозрения близкие ему люди узнали только перед самой его кончиной. Узнав о болезни преподобного, в Оптину Пустынь стали стекаться люди, чтобы проститься с ним. Когда казалось, что все посетители прошли, лежавший на постели старец спросил келейника, что за женщина беспокоит его. Келейник никакой женщины не увидел, но, выйдя за дверь, обнаружил, что, действительно, уже долгое время дожидается женщина, просит, чтобы преподобный освятил образок для её сына. Когда просьба женщины была уважена, старец сказал: «Вот теперь я спокоен».
Другому посетителю он сказал, что в воскресенье планирует быть в церкви, на что посетитель возразил: в таком состоянии игумену нельзя служить. Но преподобный ответил: «Служить нельзя, но быть можно». И в воскресенье гроб с его телом перенесли в церковь.

Григорий Саблин