21/06/13
7 главных фактов о московском такси

21 июня московское такси отмечает 88-летие. Его официальная история началась в 1925 году, а реальная - еще раньше.

1
День рождения такси

03

21 июня 1925 года стал первым рабочим днем для пятнадцати черных "Рено", прозванных впоследствии браунингами. Это были первые муниципальные таксомоторы в Москве. С самого начала они пользовались большим успехом: от желающих покататься на новом виде транспорта не было отбоя, машины в среднем возили по 21 человеку в сутки. "Интерес населения к таксомоторному движению довольно значителен. У таксомоторов почти нет простоя. Они тут же, по прибытии на определенное место, занимаются новыми пассажирами", - сообщалось в журнале "Мотор".
Дело организации государственного таксомотора было тщательно распланировано. "Renault-KZ" и "FIAT-502" закупались московскими властями у производителей в кредит большими партиями. Соответствующее решение было принято Московским советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Через пару лет к этим двум моделям, более популярной из которых стало "Рено", присоединились дорогие и мощные "Steyr".

2
"Форды"

FMCA-AR-2001-213705-3

А с 1929 года московские таксопарки стали пополняться сороками. Так в народе прозвали седаны "Ford-A" за их пеструю окраску. 72 тысячи готовых автомобилей и комплектов для сборки поступило на строящийся в Нижнем Новгороде автомобильный завод. Таково было условие контракта с американским производителем, помогавшим в строительстве и организации производства на НАЗе, будущем ГАЗе.

3

Первые отечественные такси

ГАЗ-А

В 1934 году на московские дороги вышли первые такси отечественного производства. Ими стали "ГАЗ-А". В основных чертах скопированный с "Ford-A". Первый российский автомобиль отличался конфигурацией кузова и стал первой в мире машиной такси, где пассажир мог сидеть на переднем сидении, рядом с водителем. Также машины были оборудованы таксометрами. "ГАЗ" быстро вытеснил из московских автопарков свой американский прототип.
В том же году была создана единая диспетчерская служба такси. Вызов автомобиля через нее стоил два рубля дополнительно к цене поездки.

4
Такси - элитный или демократичный транспорт?

11

Планируя в 1925 году создать в Москве муниципальный таксомотор, депутаты мечтали об удобном и недорогом виде транспорта для работающих людей. Однако случилось обратное: такси мало того, что были дороже метро, троллейбусов и трамваев, их еще было не поймать: люди едва ли не часами простаивали на грязных, необорудованных остановках. Такси в 30-е годы выполняли функции инкассаторских и служебных машин (на них даже ездили сотрудники наркомата обороны). На них, не имея личного автомобиля, который было непросто купить, ездили представители творческой, научной и бюрократической элиты.

5
Частное такси

22641_img

Частные такси появились в Москве раньше государственных. И некоторое время работали параллельно с ними, но не выдержали конкуренции. В эпоху НЭПа таксомотор считался не средством передвижения, а роскошью, признаком успешного человека. Немногие могли позволить себе ездить в нем. К 1925 году в столице насчитывалось около 150 частных такси. Разумеется, что с появлением более дешевых "Рено" и "Фордов" спрос на дорогие "Mercedes", "Austro-Daimler" и "Talbot" стал неуклонно снижаться.

6
Первое частное такси

pervoe-taxi

Первое частное такси появилось в Москве еще в сентябре 1907 года, когда самого слова "таксомотор" или "такси" еще не было в помине. Водитель, он же владелец авто с характерным названием "Ольдсмобиль", скромно именовал себя извозчиком. "Извозчик. Такса по соглашению", - гласила надпись на плакате, прикрепленном к машине. Краткая заметка об этом историческом событии была размещена в газете "Голос Москвы": "Он разъезжал по улицам, останавливаясь нa углах, и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков".

7
Первое предприятие

turist

Через год после появления на улицах города первого энтузиаста было организовано и первое транспортное предприятие под названием "Товарищество автомобильного передвижения". В его парке было тридцать автомобилей французской марки "Даррак". Как и первые советские машины, они оборудованы таксометром и - сверх того - системой обогрева. Их шасси модифицировали под российские дороги.
Безлошадные извозчики оказались популярны, и за считанные годы в городе выросло сразу несколько фирм, занимающихся перевозками. В 1912 году в Москве насчитывалось уже 230 такси. Городская управа установила тарифы на перевозку пассажиров: 40 копеек за версту днем и 60 - ночью.
К середине 1918 года все такси в Москве были национализированы, а система таксомоторов фактически уничтожена.

Григорий Саблин