21/09/16

Что нужно знать о Рождестве Пресвятой Богородицы

21 сентября - празднование Дня Рождества Пресвятой Богородицы. Пятьдесят лет святые праведные Иоаким и Анна вымаливали дитя. И им была дана девочка - изменившая весь ход жизни на земле.

Чудо рождения

Во времена Иоакима и Анны, родителей пресвятой Богородицы, бездетность считалось позором и была поводом для насмешек и унижений.
До глубокой старости Иоаким и Анна жили в Назарете, не имея детей. Святой праведный Иоаким был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левина, а по матери - из колена Иудина.
Богородица родилась по их горячим молитвам после того, как иерусалимский священник Рувим в большой праздник отверг дары, принесенные в храм Иоакимом. Священник посчитал, что бездетный муж не может приносить жертву Богу.
По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении ребенку дано было имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит «госпожа», «надежда». Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

Преодоление разделения

С того момента, как родилась Матерь Божья, началось преодоление разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента грехопадения. Ведь еще до ее зачатия, во время молитвы Иоакима в пустыне и Анны в их доме, когда им обоим явился ангел с благой вестью, он сказал: «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире». А значит, наступило время преодоления мучительного разделения, наступило время быть зачатой и родиться Той, через кого сможет родиться в мир Сын Божий, чтобы искупить своей смертью все грехи человечества. Поэтому рождество Богородицы - это очень человеческий праздник, ведь она - человек, один из нас, бывший так чист и светел, что через него смог родиться в мир Христос.
Вот что говорит в одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский в этот праздник: «Это радость не только о любви Божией к нам, но и о том, что земля — наша родная, обычная земля — может так ответить на любовь Господню «. А в рождественском тропаре поется: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной».

Смена печали на радость

Святитель Григорий Палама, рассуждая о том, почему у Иоакима и Анны не было детей до Богородицы, говорит, что зачатие Девы Марии сменило две печали - малую и большую - на две радости. Оно произошло, с одной стороны, чтобы разрешить печаль и поношения родителей, а с другой - чтобы предуготовить разрешение печали и проклятия, постигших Праотцев человеческого рода.
«Как же и естество осмелилось бы сделать общим (и для иных детей) то чрево, в котором пробыла и из которого произошла Единая имевшая Святая святых Своим домом и Единая ставшая Обителью Создавшего естество?.. Но как прежде Нее и после Нее никто не обитал во Святая святых, так подобно сему и в оных материнских ложеснах ни прежде ни позднее не был чревоносим иной плод».
В беседе на Рождество Богородицы святитель восклицает: «О, сердца эти, настолько непорочные, чтобы вознести такую молитву, предварившую таковое и таковое достигшую!»

Всепрощение

Верующие обращаются к Богородице с самыми разными молитвами, во многих из которых просят ее передать их молитву Ее Сыну. Богоматерь в христианстве - воплощение милости, сочувствия к людям. Недаром и в апокрифических сказаниях Она изображается как Та, что всегда вступается за грешников, имеющих хоть один повод ко спасению, хоть одно проявление добродетели. Дева Мария воспринимается в первую очередь как Мать, делающая все, чтобы помочь человеку, обращающемуся к Ней в молитве.
Однако намного реже мы задумываемся о глубине Ее прощения, Ее смирения, Ее подвига. Ведь Ее любовь - абсолютное, безграничное самопожертвование. Люди предали смерти ее безгрешного Сына - а Она не отвернулась от них и еще больше за них молится.
Из всего рода человеческого Матерь Божия первая достигла той цели, которая стоит пред всеми людьми - полного преображения всего человеческого естества.

Лествица

Богородицу часто называют Лествицей. На некоторых иконах она держит символическую лестницу в руках, на других полосы на ее одежде расположены так, что внимательному зрителю (а точнее, соучастнику происходящего на иконе) являют лестницу. Лестница - один из символов духовного восхождения.
Мы знаем, что Ветхий завет как бы исполняется, воплощается в Новом - и это же происходит с пророчествами о Богородице. Так, ее прообразом считают Лестницу Иакова, соединившую землю и Небо. Действительно, и Богородица соединила Небо и землю, став как бы лестницей, по которой спустился к людям Сын Божий и по которой (то есть следуя примеру жизни которой) может подняться к Нему человеческая душа.

Скромность описаний

Жизнь Богородицы мало описана в Новом Завете, о Ее земном пути можно найти лишь скудные сведения. Ее чудесное рождество почти не описывается, не рассказывается подробно и о Ее родителях. Суть Богородицы ясна из событий Ее жизни: согласия родить Христа, зная, что Сыну Ее предстоит быть распятому, и следования за Ним.
О Рождестве пресвятой Богородицы написано в апокрифическом протоевангелии Иакова II века. Именно в нем Дева Мария прославляется как новая Ева. До создания этого текста Богородица не занимала настолько почетного места у христиан.
Вот как описана в этом произведении встреча супругов после их отдельных молитв:
«И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме».

Место Рождества

На Святой земле, неподалеку друг от друга, стоят два храма, католический и православный, посвященные святой Анне, матери Богородицы. Обе конфессии согласны в том, что Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны в северо-восточной части Иерусалима. О точном месте нахождения этого дома неизвестно, и храмы стоят на расстоянии примерно 70-ти метров друг от друга. В этих храмах (монастыре святой Анны и базилике святой Анны) находятся древние подземные помещения, пещеры, бывшие, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.
Находится это место в Мусульманском квартале Старого города Иерусалима, около Львиных ворот.