11/03/14
7 фактов о Руперте Мердоке

11 марта 1931 года родился Руперт Мердок, человек-легенда, медиамагнат. Мердок до сих пор во многом определяет мировую информационную политику, а тот, кто владеет информацией, владеет миром. 

1
Папин помощник

Коммерческая жилка проявилась в Руперте с детства. Ещё учась в школе, он ловил кроликов, свежевал, а шкурки продавал. Также маленький Руперт умудрялся продавать фермерам конский навоз. Руперт умел находить источник дохода буквально "на дороге", и не видел перед собой чего-либо, что бы препятствовало "бизнесу". Ещё Руперт любил рисковать: из школы на велосипеде он ездил в Мельбурн, чтобы сделать очередную ставку на скачках. Уже в десятилетнем возрасте Руперт знал, в чем его призвание. Отец его был известным австралийским журналистом. После его смерти в 1952 году Мердоку достается в наследство несколько изданий, которые он мгновенно превращает в таблоиды, пишущие о сексе, криминале и развлечениях. Руперт с детства усвоил: разбогатеть можно и на навозе.

2
Ленинец

Кто в молодости не был революционером, у того нет сердца, кто к старости не стал консерватором - у того нет ума. Революционером Мердок успел побыть. Как и подобает - в молодости. Когда Руперт учился в Оксфорде, у него в комнате стоял бюст Ленина. Мердок даже утверждал, что Ленин был для него по значимости вторым после отца человеком. От своих коммунистических взглядов Мердок отрекся по вполне прагматичным причинам, когда получил отказ от премьера-лейбориста в назначении на пост посла в Великобритании. Чуть позже Руперт Мердок стал приверженцем Маргарет Тэтчер, которая поддержала его в противоборстве с британским журналистским профсоюзом. «Железную леди» предприниматель отблагодарил контрактом на книгу ее мемуаров. Консерватором пожилой Мердок так и не стал, а свои партийные предпочтения меняет в зависимости от политических приоритетов. Сегодня Мердок открыто воюет с Бараком Обамой, называя американского президента никудышным болтуном.

3
Тираж любой ценой!

Многие демонизируют Мердока, говорят о его беспринципности, наглости, грязной игре и прочем-прочем. Характерной чертой Руперта как бизнесмена и сейчас является то, что он никогда, если это возможно и выгодно ему, не держит своего слова. Люди, когда-либо имевшие с ним дело, подчёркивают, что необходимо оговаривать и документально фиксировать всё, что касается совместной деятельности, вплоть до последнего цента. Мердок не занимается просвещением и образованием. Он занимается бизнесом, а бизнес, по его же признанию, это война. На ней, как известно, все средства хороши. Руперт не раз покупал нерентабельную газету, менял весь штат, набирал таких, как и он наглых авантюристов, менял концепцию издания - и выходил победителем. Газета становилась читаемой, в ней начинали писать про изнасилования, публиковать фотографии девушек с обнаженной грудью. Пусть и грязная, но слава, успех, деньги. Только бизнес.

4
Глядя в телевизор

Руперт Мердок уже в 50-е понял, что телевидение может стать самым влиятельным медиа-ресурсом. Австралийское телевидение начало работать в 1957 году в Аделаиде. Мердок сразу же принял решение о покупке одной станции. Руперт выиграл торги за 9-й канал Аделаиды, а затем отбыл в Штаты, чтобы изучить внутренние механизмы отрасли и купить пакет программ для своей новой станции. Первым наставником Мердока в этом бизнесе стал пионер телевидения директор Эй-Би-Си Леонард Голденсон. Два рискованных предпринимателя быстро подружились и заключили множество сделок. Мердок продал Голденсону 6% «Ньюз Корпорейшн» в обмен на трансляцию программ Эй-Би-Си на Австралию.  В 1980-х годах Мердок решил выйти на американский рынок телевидения. Ради этого он в 1985 году даже получил гражданство США. После этого им были приобретены региональные телеканалы, которые позднее были консолидированы в четвертую общенациональную телевизионную сеть США – Fox Broadcasting. Также в 1985 году Мердок купил кинокомпанию 20th Century Fox. В конце 1980-х – начале 1990-х годов Мердок приступил к завоеванию телевизионного рынка Великобритании. В 1989 году в стране была запущена телекомпания Sky Television.

5
Матрица успеха

Список побед Мердока поражает. За двадцать лет он сумел создать медиа-империю, которая и сегодня определяет градус мировой информационной политики. Начинал Мердок с малого, но все больше и больше расширял сферу своего влияния, кавалерийскими атаками организовывал слияния и поглощения компаний. В 1960 году им был куплен крупный сиднейский таблоид The Daily Mirror. К середине 1970-х годов принадлежащие Мердоку СМИ уже превратились в решающую силу на австралийском рынке. В 1969 году Мердоком была куплена находившаяся в упадке лондонская The Sun, затем он купил The Daily Telegraph. В 1973 году в городе Сан-Антонио (штат Техас) Мердок приобрел две ежедневных газеты – San Antonio Express и San Antonio Evening News, которые позднее были объединены под названием San Antonio Express-News. Также в 1970-х Мердоком были приобретены в США газета The New York Post и журнал New York Magazine. К 1977 году основную часть империи Мердока составляла фирма Cruden Investments, названная в честь шотландского церковного прихода его деда. Cruden, находившейся в совместном владении самого Мердока, его матери и трех сестер, принадлежали 40 процентов акций News Ltd., которая, в свою очередь, контролировала предприятия в Австралии. News Ltd. же владела 48 процентами News International Ltd., контролировавшей британские предприятия. News International Ltd. и News Ltd. совместно владели 100 процентами активов Мердока в США. В 1979 году все компании Мердока были консолидированы в мировую корпорацию News Corporation (News Corp.), в которой он занял пост генерального директора и члена совета директоров. Позднее, в 1991 году, он также стал председателем совета директоров. В 1981 году Мердок в Великобритании купил компанию Times Newspapers, издателя газет The Times и The Sunday Times. В конце 1980-х – начале 1990-х годов Мердок приступил к завоеванию телевизионного рынка Великобритании. В 1989 году в стране была запущена телекомпания Sky Television. Мердока не раз спрашивали, как он все успевает. Руперт, не задумываясь, отвечал — «Все дело в матрице приоритетов Эйзенхауэра, она помогает мне отделять зерна от плевел».

6
Ошибки

Когда играешь по крупному - растут не только прибыли, но и риски. Мердок не всегда выходил победителем в сражениях своей войны. Так, Мердок был вынужден закрыть австралийский таблоид Post, который никак не становился прибыльным, и потерял на этом $150 млн. В 2004 году Мердок не смог помешать своему оппоненту Джонну Малону купить крупный пакет акций империи и был вынужден позднее обменять его на пакет в DirecTV. Мердок одним из первых обратил внимание на перспективность социальных сейте, но он сделал ставки не того игрока. Провальной стала история покупки MySpace. В 2005 году он заплатил за социальную сеть $580 млн, а продал её недавно за $35 млн. В 2007 году Мердок приобрел Dow Jones за $5,6 млрд, а два года спустя News Corp снизила стоимость его актива вдвое. Последний скандал связанный с именем Руперта Мердока у всех на слуху. Журналистов Sun и News of the World обвиняют в прослушивании телефонов героев публикаций – политиков, звёзд шоу-бизнеса. После скандала Мердок практически сразу закрыл NOTW и чтобы замять скандал, пожертвовал верными сторонниками. С начала скандала акции News Corp рухнули на 17,46%. Вслед за британской полицией расследование открыла ФБР, ее заинтересовали сведения о возможной прослушке газетами Мердока жертв теракта 11 сентября. Сегодня, когда британские политики открыто говорят о разбиении империи Мердока, он, однако, не сдается.

7
Глобальная деревня

"Кто владеет информацией, тот владеет миром"- эта фраза Ротшильда, сказанная ещё в XVIII веке, начинает раскрывать своё значение уже в наши дни. Мердок понимал это, кажется, с самого рождения. Его ненасытная жажда к поглощению медиа-ресурсов приобретала масштабы межгосударственной борьбы.  В «Ньюз Корпорейшн» работает свыше тридцати тысяч человек, и она выпускает свыше шестидесяти миллионов экземпляров газет в неделю. Газеты Мэрдока составляют 70% всей австралийской прессы, 33% — британской, а «Фокс ТВ» принимают более чем в девяноста миллионах домов. «Скай Телевижи» в Британии вещает на три миллиона домов и более. Отделения «Ньюз Корпорейшн» — «Харпер энд Роу» и «Зандервэн» являются самыми крупными издателями англоязычных Библий. Собственными руками Мердок построил свою "глобальную деревню" с многомиллионной аудиторией. В интервью Руперт говорил: "Мы собираемся стать глобальными не потому, что мы этого хотим или испытываем страсть ко всему очень большому, а потому, что это по-настоящему необходимо".

Иллюстрация: Monika Flueckiger