7 фактов о создателе Атласных карт

Атласные карты. Именно с этой колодой у нас ассоциируются весь «картежный» пласт. Казалось бы, карты, как и игры в «дурака», в «козла», в «трыньку» – это что-то из «русского народного блатного хороводного». Тем интереснее будет узнать об их авторе – русском академике.

Дело в том, что государство было монополистом в производстве игральных карт. Доход от производства карт шел на дело благотворительное – на содержание детей-сирот. Производство было развернуто в пригороде Санкт-Петербурга, на Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика. К разработке художественного оформления карт подходили серьезно: дизайн утверждал непосредственно император. Следовательно, заказывали дизайн у академиков.

1
Образование создателя Атласных карт

Торжественная встреча А.В.Суворова в Милане в апреле 1799 года

Адольф Иосифович Шарлемань происходил из семьи обрусевших французов. Его отец и брат были известными архитекторами. Будущий академик живописи и будущий создатель Атласных карт учился в Императорской Академии художеств по классу исторической и батальной живописи.

2
Регалии создателя Атласных карт

Фельдмаршал А. В. Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября 1799 года

В 1855 году Адольф Шарлемань за картину "Суворов на Сен-Готарде" был удостоен большой золотой академической медали. Вместе с медалью он получил право на шестилетнюю заграничную поездку, в которую отправился в 1856 году. В 1859 году Шарлемань пишет картину "Последний ночлег Суворова в Швейцарии", за которую был удостоен звания академика живописи.

3
Деятельность до создания Атласных карт

Зимние катания на Неве

Возвратившись в Санкт-Петербург после заграничной стажировки, Шарлемань много работает как иллюстратор в журналах, сотрудничает в Государственной экспедиции заготовления ценных бумаг, расписывает храмы и участвует в подготовке костюмов для "Исторического бала" у великого князя Владимира Александровича. Но кто знал, что бессмертие художнику принесут Атласные карты!

4
Успех создания

Секрет успеха Атласной колоды – в минимализме: эскиз был сделан для печати в четыре краски - черную, желтую, синюю и красную. Рисунок карточных фигур - лаконичный, лишен ненужных деталей и сложных ракурсов. В самом облике королей, дам и валетов чувствуется неподдельное величие и достоинство, что выгодно отличает Атласные карты от жеманных или легкомысленных картинок других русских карт того времени.

5
Секрет успеха

Шарлемань не создавал какого-то принципиально нового карточного стиля, а просто мастерски переработал уже существующие рисунки прошлых веков.

6
Секрет названия

Иллюстрация к басне "Старик и трое молодых"

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия и не назывались Атласными. Понятие "атласные" в середине XIX века относилось не к рисунку, а к технологии их изготовления. Бумага, из которой ранее изготавливались обычные карты, была шероховата, с пятнами и разводами, плохо проклеена, нередко имела разную толщину в листе. Для придания картам улучшенного вида бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах, работа на которых была чрезвычайно вредна для здоровья. А карты, изготовленные на атласной бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили, но и стоили дороже. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек, наравне с золотообрезными картами, изготовлявшимися вручную для императорского двора. Конечно, постепенно вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге, но Атласные карты Шарлеманя стали брендом.

7
Память потомков

Герб Российской Империи

Художник сделал успешную карьеру, в 1873 году был удостоен звания и должности  придворного живописца. Но прославился художник ни этим! И даже не тем, что участвовал в разработке большого герба Империи, превратив рыхлую композицию государственного герба в округлый и компактный геральдический шедевр и развернув щитодержателей-архангелов (прежде глядевших в разные стороны, навстречу друг другу: святой архистратиг Михаил получился почти в профиль, а архангел Гавриил – в три четверти)! А тем - о чем мечтает каждый художник: чтобы его произведения знали в каждом доме! Атласными картами.