08/02/13

7 гербов русских городов

Города чем-то похожи на людей: они рождаются, растут, переживают взлёты и падения. Человеку, достигшему совершеннолетия, вручают  паспорт, а городу, преодолевшему статус поселения - собственное «удостоверение личности», герб.  Непосвящённому в таинства геральдики он покажется не более чем занятной картинкой, произвольным набором символов, но на деле каждая такая «картинка», подобно штрих-коду, несёт в себе массу информации.

1
От эмблемы-к гербу

Первые городские гербы, появившиеся в Европе, стали символом борьбы «вольных горожан» против сюзеренов-феодалов. Средневековые русские города, за исключением Новгорода и Пскова, о самостоятельности и не мечтали, оставаясь княжескими вотчинами. Князья враждовали, города переходили из рук в руки - не до гербов! К концу XV столетия установилось централизованное государство, но городской символики по-прежнему не было. По инициативе «снизу» она возникнуть не могла: любое проявление «самостийности» каралось беспощадно. Поэтому становлению и развитию русской геральдики мы обязаны «верхам». В «Царский титулярник», созданный в1672 г. при царе Алексее Михайловиче, впервые вошли все территориальные эмблемы (пока ещё не гербы!) русских земель. Впрочем, со временем некоторые изображения «Титулярника» стали городскими гербами. Например, новгородская эмблема - два медведя, поддерживающих золотое кресло с подсвечником, скипетром и крестом – получила «звание» герба Новгорода в1781 г.

2
"Павлины, говоришь?"

Победное шествие городских гербов в России начинается при Петре I. Герботворчество становится делом государственной важности, одним из элементов административной реформы. Царь в приказном порядке обязал все города обзавестись своими символами, а у кого их нет, «нарисовать приличные вновь в Герольдмейстерской конторе», учрежденной в1722 г. Нелегкую работу по выработке стандартов отечественной геральдики возложили на иностранного специалиста - итальянского графа Франциска Санти. Он разослал «на места» анкету, где просил городские власти дать сведения об истории, экономике и географии городов. Отклики были разные. Например, Серпухов рапортовал, что город их славен… павлинами, которых разводят монахи местного монастыря. «Павлины, говоришь»? И вот диковинная заморская птица горделиво расправляет свой роскошный хвост на городском гербе.

3
"Милостью ея императорского величества"

После смерти Петра I герботворческий процесс замер на десятилетия и оживился лишь при Екатерине II. Просвещённая императрица дарует городам «жалованную грамоту», в которой впервые в России декларируются принципы городского самоуправления, в частности – право города иметь герб. Но дальше деклараций дело не пошло: реальные полномочия городских властей были донельзя ограничены, да и гербы не стали почетным правом. Они появлялись, преимущественно, «милостью ея императорского величества». Например, во время путешествия по России Екатерине настолько понравился прием в Костроме, что  город отблагодарили гербом - плывущей по реке императорской галерой. Плывёт она на костромском гербе и по сей день…

4
Символика "властной вертикали"

При Екатерине II на гербах уездных городов появилось геральдическое «ноу-хау»: обозначение их принадлежности к губернии. Например, на гербе города Киржач в нижней половине изображен собственно городской символ (сова), а в верхней – герб губернского города Владимира (лев). Стало быть, Киржач – город Владимирской губернии. Чисто российское изобретение: столь простого и понятного графического отображения «вертикали власти» в гербовой символике городов европейская геральдика не знала (подобная функция городским гербам Европы была в принципе чужда). Впрочем, это удобно: глянул на герб города, и сразу понял, где он находится.

5
"Сумрачный германский гений"

Во второй половине XIX столетия дела герботворчества сосредоточились в гербовом отделении департамента герольдии, которое возглавил немецкий барон Бернгард Кёне. Снова разработка русской гербовой символики оказалась в руках иностранца! Именно Кёне стал автором Большого герба Российской империи и фамильного герба дома Романовых. «Идеологическая нагрузка» в городской геральдике возросла: на гербах появились короны, Александровские ленты - «говорящие» символы власти Александра II.  К слову, каждый герб император утверждал лично. Гербы промышленных городов обрамлялись двумя золотыми молотками, торговых – колосьями, портовых – якорями. Особняком стоит герб города Новочеркасска, утверждённый в1878 г. «Сумрачный германский гений» Кёне окаймил гербовый щит аж четырьмя знамёнами, короной и неизменной Александровской лентой. Барону явно изменило чувство меры.

6
Между молотом и наковальней

После 1917 г. новая власть решительно отвергла прежнюю государственную и городскую символику. Впрочем, вскоре Моссовет попытался внедрить новый герб Москвы и области: он состоял из пятиконечной звезды, памятника Свободе (привет, Америка!), серпа и молота. Всё это окружали колосья, наковальня, электромотор и другие промышленные атрибуты, призванные прославлять технический прогресс и освобождение пролетариата. От такой адской смеси символов остолбенел бы даже Кёне. Другие гербы советского периода немногим лучше: всё те же колосья-шестерёнки, серпы-молоты, химические колбы… Однообразно и серо, как доклад на партсъезде. Вот так, например, выглядел советский герб Липецка…

7
Со щитом и на щите

В постсоветскую эпоху были восстановлены десятки старых гербов, пожалованных городам «всемилостивейшими» царскими указами. Парадоксально, но факт: знак монаршего благоволения к верноподданным горожанам вдруг превратился в символ суверенитета и самоуправления. «От Москвы до самых до окраин» множество больших и малых городов обрело и утраченную символику, и её новый смысл. Появилось и немало современных гербов. Их достоинство - в простоте восприятия, лаконичном отображении отличительных черт, присущих именно этому городу. Вот, например, подмосковный Реутов – на золотом колоколе сидит серебряный голубь. Когда-то здесь была небольшая крепость и сторожевая вышка с колоколом - «реутом». Если враги приближались к крепости, караульные били в колокол, поднимая гарнизон по тревоге, и отсылали в Москву почтового голубя с вестью о нападении. Сегодня гербы можно увидеть при въезде в любой город, на официальных бумагах, значках, марках, этикетках, без них не обходится ни один из городских праздников. Образно говоря, российский городской герб остается и «со щитом», и «на щите».

Дмитрий Казённов