Сегодня в Сан-Диего начинается Comic-Con, ежегодный фестиваль комиксов. Считается, что комиксы - исключительно западное явление, но это мнение далеко от истины. Мы хотим вспомнить 7 исконных русских комиксов.
Определение комикса как рисованной истории позволяет причислить к ним, пусть и некоторой оговорокой, русские житийные иконы. На одной житийной иконе может помещаться несколько десятков миниатюрных картин, живописующих жизнь того или иного святого. Подобный графический формат очень распространён в иконописи, при знании материала такие иконы «читаются» как книги. Особенно актуален такой подход был раньше, когда большая часть прихожан была неграмотной, но и сегодня житийные иконы интересно смотреть и «читать».
Ещё один русский «комикс» появился в 17 веке. Его создатель – художник и гравёр Василий Корень. «Комикс» этот был не чем иным, как первой русской гравированной иллюстрированной Библией, аналогичной западным «Библиям бедняков». Книга представляет собой серию раскрашенных гравюр с подписями на сюжеты из Книги Бытия и Апокалипсиса. Из-за наличия неканонических изображений Бога весь тираж книги Кореня (около 1000 экземпляров) был изъят и уничтожен. Едиснтвенный частично уцелевший экземпляр находится в Русской национальной галерее в Санкт-Петербурге.
Русским комиксом, заключающим в себе ещё и юмористическую составляющую, может считаться русский лубок. Лубки-азбуки, лубки- календари, лубки-травники — это не просто картинки, а настоящая библиотека народной грамотности. По своему насыщению именно лубок – первый русский комикс в том значении, которое комикс имеет сейчас. «Читать» лубок интересно, весело и познавательно, он отражает народный дух и графическую смелость.
Ещё один пример русского комикса, к сожалению утраченный, мы можем обнаружить в начале ХХ века, благодаря отрывку из романа Набокова «Пнин». Писатель пишет про серию открыток, изданных акционерным художественно-книгоиздательским товариществом Р. Голике и А. Вильборга . «Понимаете, эти круглые облачка изображают их мысли. Ну вот мы и добрались до самой шутки. Матрос воображает русалку с парой ножек, а киске она кажется законченной рыбкой…». Облачка с мыслями – одна из особенностей современных комиксов. Спасибо Набокову за упоминание этих открыток!
Профессиональными создателями русских комиксов можно считать Кукрыниксов . Художники Куприянов, Крылов и Соколов создавали целые серии сатирических рисунков, которые уже сложно было считать карикатурами. Это были именно комиксы, со своими сюжетами, идейной наполненностью и характерным стилем.
Полноценные комиксы стали появляться в наших детских журналах уже в середине ХХ века. «Крокодил», «Пионер», «Костёр», «Мурзилка», «Трамвай», «Весёлые картинки» - все эти журналы печатали комиксы, запоминающиеся и остроумные. Серии этих комиксов были любимы не только детьми, но и взрослыми. Подобная подача была в новинку для русских читателей. Всё-таки русская письменная культура всегда шла от текста, а рисунок воспринимался как дополнение.
Алексей Рудевич