21/06/13
7 исторических фактов о московском такси

Каких только такси в российской столице нет: мусульманские, детские, женские, православные. Осенью, говорят, должны появиться «казачьи», управлять которыми будут бравые казаки в форме. А мы, тем временем, предлагаем вспомнить самые интересные факты из истории московского такси, благо, что и причина для этого есть.

1
Так 88 или 106?

0_6da66_2e92e6b0_orig

По одним данным первые такси появились на дорогах Москвы 21 июня 1925 года. Это были 30 автомобилей «Рено» черного цвета с желтой полосой на боку. Власти выбрали эту модель в качестве официального автомобиля московских таксомоторных парков в первую очередь из-за относительной дешевизны. Правда, в неприспособленных для суровых русских зим автомобилях водитель промерзал насквозь, даже будучи облаченным в тулуп и валенки. Да и счетчик в этих авто был развернут к ветровому стеклу, так что пассажир при всем желании не мог видеть «натиканной» суммы. Но вернемся к дате: в начале осени 1907 года в новостном ежедневнике «Голос Москвы» была опубликована заметка о появлении на улицах города американского Oldsmobile, который мог бы остаться незамеченным, если бы не одно «но». На нем красовалась вывеска «Извозчик. Такси по соглашению». Вероятно, можно говорит о том, что 106 лет назад появились первые «бомбилы».

2
Выживает сильнейший

Pervoe_moscowskoe_taxi

В разгар нэпа конкуренция в сфере пассажирских перевозок накалились, кажется, до предела. Лучшие места пытались «держать» сторожили – конные извозчики, а им на пятки уже наступали прокатчики - частники-автомобилисты или компании, владеющие гаражом и парком машин чаще французских, немецких или американских производителей. С одной стороны отлаженный бизнес, холеные лошади, добротные экипажи на пневмо шинах, с другой – набирающие популярность современные автомобили, маркированные желтым кругом с надписью «прокат». Сегодня вопрос о том, кто вышел победителем, риторический.

3
Основные направления

bus_moscow_1931

Чуть раньше, в 10-е годы наметились три вида пассажирских перевозок, которые дошли до наших дней. Первыми стали непосредственно такси, которыми именовались наемные автомобили с оплатой проезда по показаниям счетчика-таксометра. Вторыми – прокатные автомобили, в которых стоимость проезда определялась водительским предложением и пассажирским согласием или несогласием. Третьим видом стал моторный омнибус, который можно считать предком современных «маршруток» и автобусов.

4
По счетчику

katskiy - копия

В 20-е годы прошлого столетия была разработана настолько сложная система тарификации, что неопытным таксистам выдавалась «шпаргалка»: за одного пассажира один тариф, за двух – другой, за трех – третий. Поездка за пределы города – двойная оплата. Ночная поездка или провоз багажа оценивались по своим тарифам. Перед началом войны километр пути в обычном такси стоил 1 рубль, в машине представительского класса – 1 рубль 40 копеек. Если пассажир покидал пределы столицы и не планировал возвращаться, он обязан был оплатить обратный путь такси до границ города. За правильностью расчетов неусыпно следили контролеры.

5
Наши люди в булочную на такси не ездят!

23108_img

Еще как ездят! Вернее, ездили. Изначально планировалось, что такси будет доступно любому рабочему человеку, при этом новый вид городского транспорта станет выгодно отличаться от уже имеющихся в первую очередь комфортностью. О комфорте, пожалуй, говорить не будем, а вот о том, что такси пришлось по вкусу москвичам, сказать необходимо. Услугами такси пользовались не только, когда возникала необходимость добраться из пункта «А» в пункт «Б», но и ради развлечения. А почему бы в свой законный выходной не прокатиться по Москве с ветерком?! Интерес публики был настолько высок, что такси практически не простаивали. Как было написано в журнале «Мотор», «по прибытии на место, они тут же занимались новыми пассажирами».

6
Разбитые стекла

images

На смену первым «Рено» пришел «Форд». В 1929 году в Нижнем Новгороде было решено построить завод «Форд», для чего с американским производителем был подписан контракт. С конвейера были спущены первые автомобили, в том числе и таксомоторы, в которых отсутствовало переднее сиденье для пассажиров и отделявшая водителя и пассажиров перегородка. Из-за пестроты окраски эти машины в народе стали именоваться «сороками». Однако сами таксисты были не в восторге от перемен: «Форд» был менее надежным автомобилем, чем «Рено». У него постоянно что-то ломалось, причем по мелочам. Но наибольшее раздражение доставляли стекла, которые разбивались почти всякий раз, когда пассажир энергично захлопывал дверь.

7
Легендарные такси без «шашечек»

1zis

С 1934 года в московских таксопарках стали появляться отечественные ГАЗы. Московские таксисты ждали эти машины, хотя ГАЗ не сильно отличался от своего прообраза – автомобиля «Форд», да и в плане комфортности оставлял желать лучшего. Через два года произойдет замена базовой модели ГАЗ, и в московское такси придет знаменитая «эмка». Чуть позже появятся автомобили представительского класса - синие, голубые и желтые «ЗИС-101», «Победы», а в 50-е годы «народные» «Москвичи-402» и роскошные для тех времен «Волги».
Во время войны такси в Москве не было: «эмки» колесили по фронтовым дорогам или совершали спец рейсы в черте города, например, перевозили выручку из магазинов. Кстати, знакомые всем «шашечки» появились на такси только после окончания войны, в 1947 году.

Фаина Шатрова