7 карточных альтернатив

На всех русских игральных картах вплоть до 1917 года красовалось клеймо: изображение пеликана, кормящего своим сердцем птенцов, и надпись по кругу: "себя не жалея питает птенцов". В этом весь парадокс отношений России к картам - на вырученные от производства колод деньги содержался воспитательный дом "для при­носимых детей" или "несчастнорожденных". Игра в неклейменные карты подвергалась большому штрафу. С 1819 г. был запрещен ввоз карт из-за границы. В конце XIX века даже в Париже отмечают высокое качество карт, производимых в России. Самые популярные - атласные карты академика искусств Шарлеманя, их дизайн принимал сам государь. Для создания альтернативных карточных колод привлекают знаменитых художников - в тендере участвуют Зичи, Билибин, Нарбут.

1
Карты Бейдемана

Это эскизы академика живописи Александра Бейдемана, преподавателя живописи великих князей Алексея и Сергея Александровичей, религиозного живописца. Эскиз выполнен в 1862-м году, но в серию карты так и не пошли, будучи побеждены знаменитыми "Атласными" картами по эскизу Шарлеманя.

2
Карты Микешина

В том же конкурсе участвовали и эскизы Михаила Микешина (более известного в качестве автора памятников 1000-летия Руси в Новгороде, Богдану Хмельницкому в Киеве и Екатерине II в Петербурге). Впоследствии он неоднократно обращался к проектированию игральных карт на самые разные темы: со сценами из современной жизни, с немецкими мастями, с изображениями политических деятелей и с героями драм Шекспира, однако ни одна колода так и не была издана. На иллюстрации - колода карт, созданных в 1890-м году и посвященных русским сказкам. Короли ("Кудесник","Водяной","Кощей Бессмертный","Леший"), дамы ("Киевская ведьма","Русалка","Баба- яга", "Сирен Царь-девица"), валеты ("Винник","Баян","Лучник","Сокольник"). Не связанные ни с одним конкретным сюжетом, карты Микешина призваны были выражать идею, дух русской сказки. Колода в 1895 году демонстрировалась на Всероссийской выставке печатного дела.

3
Карты Билибина

А вот эскизы карт, выполненные в 1910-м году Иваном Билибиным.

В 1910 Петербургская карточная фабрика заказала художнику Билибину фигуры для двух колод карт второго сорта. Предполагалось, что их будут печатать в 3 краски. Судя по сохранившимся эскизам, находящимся в собрании Государственного Русского музея, одна из колод делалась в достаточно традиционном стиле и по рисункам фигурных карт (их композиции, облачению и атрибутам) перекликалась с колодой "Атласные", созданной академиком А.И.Шарлеманем. Большой интерес представляют эскизы к другой из задуманных колод, впервые выполнявшихся в русском национальном стиле. Стиль этой колоды художник описывал как "облагороженный лубок", валет треф изображает, возможно, Бову-Королевича (или еще кого-то в фольклорном духе). Карточная фабрика изготовила с некоторых карт пробные контурные оттиски, но целиком колоды так и не были изданы по причине отставки Д.П.Голицина. Художник вовремя не сдал работу, заказчиков тоже что-то не устроило... в общем, карты так и не были напечатаны.

4
Польские карты

Эта колода изготавливалась Императорской Карточной фабрикой с 1881 года. Карты представляли собой собрание изображений настолько разнородных и необычных, что в последующие годы это стало поводом к появлению у неё различных названий. В России эта колода называлась «Фигурная», в Германии Zirkuskarte (Цирковые карты), в Италии «Trappola» - по старинной карточной игре, для которой нужна специальная колода в 36 листов.

5
Для царства польского

Карты выпускались Императорской Карточной фабрикой специально для присоединённых к России в начале XIX века польских губерний и именовались «Карты, выделываемые для царства Польского». Важнейшими отличиями этих карт являются рисунки карточных мастей немецкого типа, а также иной состав карточных фигур, в котором отсутствуют дамы, но имеются, помимо короля, ещё две «мужские» персоны – вышник и нижник (применительно к русским картам это были как бы валет старший и валет младший)

6
Охотничьи карты

Колода карт была создана в 1860 году придворным живописцем русского императора Александра II Михаем Зичи. На всех картах изображены сцены императорской охоты и миниатюрные изображения стандартных игральных карт. Колода предназначалась для Карточной фабрики, но издана не была.

7
Рабоче-крестьянские карты

Эскизы карт, разработанных известным мастером силуэта Елизаветы Кругликовой в середине 1920-х годов,