24/03/14

7 образов Елизаветы I

24 марта 1603 года скончалась Елизавета I Тюдор, которую считают самым ярким монархом за всю историю Англии. Королева-девственница, королева фей, покровительница пиратов – это лишь некоторые образы, сложившиеся вокруг первой железной леди Альбиона.

1
Королева-девственница

Елизавета вошла в историю под именем «королевы-девственницы». Ее упорное нежелание выходить замуж – одна из загадок ее царствования. Сама она не раз повторяла, что она замужем «за Англией»: «Взгляните на мой государственный перстень, — говорила она, показывая депутатам парламента свой символ власти, — им я уже обручилась с супругом, которому, неизменно буду верна до могилы. Мой супруг — Англия, дети — мои подданные». Народ ее жертву объяснял по-своему: либо она распутница, либо с ней «что-то не в порядке». Оба этих утверждения не делали чести королеве – ей приписывали множество незаконнорождённых детей, а в приближенных видели любовников. Иные же, напротив, утверждали, что она бесплодна или попросту считали ее уродливой. В Европе начала ХХ века была распространена версия, будто Елизавета была девственницей в буквальном смысле, то есть, некоторые физиологические особенности ее организма не позволяли ей вступать в близкие отношения. Версия основывалась на знаменитом письме Марии Стюарт к Елизавете, в котором кузина называет ее не такой как все женщины, неспособной к браку. Тем не менее, невестой Елизавета была завидной, к ней сватались самые знатные властители мира сего, среди которых был и Иван Грозный. Несмотря на холостую жизнь, королева всегда находилась в состоянии обручения с тем или иным кандидатом, брачные игры были одним из главных ее политических козырей. Замужество Елизаветы могло существенно нарушить расстановку сил в Европе, королева это знала и этим пользовалась, держа всех в постоянном напряжении.
Ни одно из государств не выиграло - она так и умерла незамужней. Перед смертью королева указала на свое кольцо и произнесла: «Это мое единственное обручальное кольцо». Так она и покинула этот мир в образе девственницы, а вместе с ней завершилась эпоха кровавых Тюдоров.

2
Глориана

После смерти королевы эпоха правления Елизаветы стала казаться «золотым веком», особенно на фоне последующей разрухи при Стюартах. Благородные подданные увековечили память о ней, подарив ей гордое имя «Глориана» (от английского Gloria – «слава»). Еще бы, ведь за 45 лет своего правления Елизавета сделала из ослабленной Англии крупную морскую державу, которой не было равных. Сочетая решительность с женской лукавой дипломатией, она помогла своему королевству устоять перед политическими врагами внутри страны и за ее пределами. Во время своей последней речи перед Парламентом в 1601 году, за два года до своей кончины, она произнесла пророческую фразу: «На том месте, что я сейчас занимаю, никогда не появится тот, кто более предан стране и ее гражданам, чем я, кто с такой же готовностью отдаст жизнь за ее безопасность и процветание. Жизнь и царствование имеют для меня цену только до тех пор, пока я служу благу народа». Впоследствии с ней могла бы сравниться лишь королева Виктория, но власть последней была уже слишком ограничена парламентом.
Елизавета даже своей смертью принесла пользу Англии – объявив наследником шотландского короля Якова VI, она объединила два государства. Шотландия окончательно приобрела зависимость от Англии.

3
Покровительница пиратов

Елизавета ввела в историю понятие «государственные пираты», которые грабили «во имя и на пользу английской короне». Никогда не бывав «за морем», Елизавета активно поощряла мореплавателей, особенно тех, кто был готов выступать против испанцев. Алгоритм действий был прост: королева давала капитанам пиратов королевские патенты и благодарности за то, что те грабили испанские суда. Итак, грабители испанцы везли галеоны, набитые американским золотом, а английский пират, скажем, Фрэнсис Дрейк, выслеживал их у берегов Панамы, отнимал груз и преподносил его королеве. Она в свою очередь не оставалась в долгу, обеспечивала защиту и раздавала титулы. Английские пираты вступились за свою королеву во время морского сражения с испанской Непобедимой Армадой. Пиратским флотом командовал все тот же Фрэнсис Дрейк, которому морские авантюристы дали прозвище «Дракон».
У королевы была своя любовь к пиратству. Она покровительствовала даже тем разбойникам, которые были ее исконными врагами. В 1593 году к ней на прием прибыла знаменитая предводительница ирландских пиратов Грейс О’Мэлли, которая погубила множество английских судов у берегов Ирландии. Несмотря на различие политических интересов, между королевой Англии, Ирландии и королевой пиратов зародилась дружба, обернувшаяся для Грейс прощением прежних грехов и пожизненным обеспечением.

4
Английская Жанна д' Арк

Во время наступления испанской Армады Елизавета была под стать своей армии. В своих светлых доспехах, облачивших хрупкую фигуру, королева-девственница стала для своих солдат второй Жанной д’ Арк, только на этот раз английской. Ее речь, обращенная к войску, дошла до наших дней: «Знаю, выгляжу я слабой и хрупкой женщиной, но у меня сердце и дух короля, короля Англии. Защищая мое королевство, клянусь честью, я сама возьмусь за оружие, стану вашим военачальником». При этом она не забыла пообещать им, выплатить долги.
Ее впечатляющее выступление удачно наложилось на погодные условия – Армаду изрядно потрепало штормом, что породило уверенность народа в том, что их протестантскую королеву поддерживает сам Бог. «Господь — англичанин», — сказал современник событий Фрэнсис Бэкон. Массовые празднества сопровождались хулительными плакатами на манер Юлия Цезаря, обращенными к Армаде: «Пришла, увидела, бежала».

5
Муза

Елизавета стала литературной героиней еще при жизни, когда поэты Английского Возрождения посвящали ей бесконечные баллады, награждая вычурными пышными именами: Глориана, Элайза, Бельфеба, Королева Фей. Она вдохновляла и посмертно. Благодаря кровавому образу сестры и отца, собственной непростой биографии, образу девственности и удачной политике – Елизавета превратилась в самого популярного персонажа английской истории. Она в свою очередь сама стала музой английской культуры. Елизавета подарила стране театр, в котором наиболее ярко воплотились новые гуманистические ценности Возрождения. Особенно при правлении Елизаветы возвысился театр «Глобус», совладельцем которого был ни кто иной, как Уильям Шекспир. Кстати, будучи убежденным сторонником твердой королевской власти, Шекспир поддерживал королеву, как и она не забывала драматурга. Существует целая плеяда историй о связи между великим театралом и королевой-девственницей. Первая  гласила,  что великий драматург – ее незаконнорождённый сын. Об этом заявил американский историк и писатель Пол Стрейтс, исходя из несоответствий в биографии Уильяма. Вторая легенда представляла Елизавету автором некоторых шекспировских пьес. Имя Шекспира было использовано как псевдоним, ведь не могла же королева открыто заниматься маргинальным искусством.  Все эти версии, конечно, ничем не подтверждаются, точно лишь одно – под покровительством королевы расцветало английское Возрождение, в трудах Шекспира, Бена Джонса, Роджера Бэкона и других.

6
Королева фей

Один из подданных королевы – поэт Эдмунд Спенсер положил образ Елизаветы в основу своего бессмертного произведения «Королева фей», продолжив староанглийский артуровский миф на современный ему манер. В его эпосе Елизавета представляется королевой волшебной страны фей, которая «обладает всеми добродетелями», но вынуждена бороться с пороками, под маской которых автор скрывает католических монархов, а в качестве злой колдуньи представляет опальную Марию Стюарт. Увидев сказочную страну во сне, молодой Артур (в образе которого запечатлен фаворит королевы – Роберт Дадли) отправляется на ее поиски, дабы предложить ей свой рыцарский меч.
Культ Елизаветы как «Королевы Фей», чистой и невинной, которая стала воплощением самой Англии, сохранялся незыблемым вплоть до недавнего времени. Лишь недавно британские историки стали задаваться вопросом, насколько воспоминания о правлении Елизаветы соответствуют действительности. Все чаще в истории встречается мнение, что политику великой Глорианы создавали ее придворные.

7
Железная леди

Елизавета опередила Маргарет Тэтчер на несколько столетий, став первой железной леди Англии. Именно такое впечатление производила у современников ее политика. Она выглядит особенно мужественной, если хоть немного ознакомиться с ее биографией. Нежеланный ребенок (при дворе ждали мальчика), непризнанная дочь (ее мать Анну Болей казнили за измену), опальная сестра (старшая Тюдор – Мария Кровавая отправила сестричку подальше, в Тауэр), узурпаторша (дочь казненной Анны Болейн на троне) – все это не только не сломило будущую королевы, но воспитало в ней поистине железную волю. За время ее правления Англия превратилась из ослабленного государства в мощную державу со своей церковью, боеспособной армией и мощным флотом, оспаривающим у испанцев господство на морях. Однажды королева сказала: «Я женщина, но у меня сердце мужчины. Я дочь своего отца».