11/02/13
7 монастырей Москвы

Издавна считается, что в монастыри не уходили, а приходили. Первые монастыри на Руси возникли по прошествии нескольких десятилетий после принятия христианства киевским князем Владимиром. Начиная с XI века, в летописных источниках можно найти упоминание и о ктиторных монастырях – тех, которые были созданы тем или иным князем, и об обителях, основанных монахами.

1
Высоко-Петровский монастырь

Первые письменные упоминания этого мужского монастыря датируются 1377 годом, и связаны они с переносом кафедры митрополита Петра из Владимира в Москву. Впрочем, это только одна из версий. Долгое время монастырь пребывал в запустении. Только в 1514 году великий князь Василий III велел одному из лучших мастеров эпохи итальянцу Алевизу Фрязину разобрать деревянный храм и возвести на его месте каменный, что и было исполнено. Однако самое активное участие в устройстве обители приняли, пожалуй, бояре Нарышкины. Как и большинство монастырей, Высоко-Петровский был закрыт большевиками в 1918 году. Монастырская жизнь была восстановлена только в 2009 году. Ежедневно в 7 утра братья совершают молебен перед главной святыней монастыря – мощами святителя Петра, которые покоятся в Петровском соборе. В храме Сергея Радонежского находятся фрагменты мощей Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Печально, но факт: в начале 2000-х годов крыльцо храма, постройка которого датируется концом XVII века, было разрушено и заменено новоделом.

2
Свято-Данилов монастырь

Данилов монастырь считается древнейшей московской обителью. Он был основан в конце XIII века младшим сыном Александра Невского князем Даниилом Московским. Сам князь перед кончиной принял монашеский постриг и был похоронен в стенах монастыря. После смерти князя обитель пребывала в запустении, и только благодаря Ивану Грозному в 1560 году на месте монастырского некрополя был возобновлен Данилов монастырь. Чего только не перевидали стены обители: военные события Смутного времени 1610 года, разграбление французскими войсками в 1812 году, изолятор для детей врагов народа в 1930 году. В 1920 году были разобрана колокольня Данилова монастыря, а колокола со звонницы удалось спасти только благодаря американскому дипломату Чарльзу Крейну.

3
Донской монастырь

Монастырь был основан в 1591 году после отражения атаки крымского хана Газы Гирея, остатки войска которого спасались позорным бегством. Видимо, в победу никто из русских не верил, потому что расценена она была как чудо – это и послужило причиной основания обители. Русских воинов хранила и Донская икона Богоматери, которая находилась в дни боев в походной церкви – именно та икона, которой по преданию Преподобный Сергий благословлял Дмитрия Донского на сражение на Куликовом поле. В карамзинской же «Истории» обитель упоминается как основное место захоронения самых знатных дворян и купечества: Голицыных, Вяземских, Долгоруких, Трубецких и других выдающихся личностей, например, Сумарокова, Хераскова, Чаадаева, Одоевского, Майкова. Много на кладбище и могил с прахом казненных деятелей Белого движения. А в период репрессий на это кладбище грузовиками свозили тела замученных или казненных с Лубянки или из Лефортово. В 2008 году последний приют в некрополе Донского монастыря нашла душа Александра Солженицына.

4
Николо-Перервинский монастырь

Первые документальные упоминания монастыря зафиксированы в 1623 году. Тогда же в обители началось каменное строительство. Спустя век в Успенской церкви были созданы уникальные барочные росписи и золоченая лепнина, которая, по одной из версий, были выполнена Бартоломео Растрелли. Обитель имела небольшое число постоянных насельников, но была настолько состоятельной, что могла себе позволить семинарию. Не случайно, в середине XVIII века по прошению Екатерины II здесь была открыта Перервинская семинария. Сама же Екатерина останавливалась в обители, совершая путешествия в Крым. В 1928 году монастырь был закрыт, богослужения в Никольском соборе начались только через 63 года, в 1991 году. Сегодня Николо-Перервинская обитель не носит официального статуса монастыря. Она относится к епархиальным обителям.

5
Сретенский монастырь

Сретенский мужской монастырь находится в самом центре современной Москвы. Его заложил князь Василий I в 1397 году в благодарность за чудесное избавление беззащитного стольного града от разорения татарами. Летописи рассказывают, что крестный ход во главе со святителем Киприаном встретил чудотворный лик Владимирской Богоматери, которая были принесена из Владимира-на-Клязьме. Через день татары повернули на юг, не тронув Москвы. Ежегодно в конце августа крестный ход из Успенского собора приносит святой образ Богоматери, а праздник Сретения Владимирской иконы считается главным местным московским праздником. В постреволюционное время в стенах монастыря располагались учреждения НКВД. Интересно, что сегодня Сретенский монастырь можно сравнить в редакционной штаб-квартирой: в его стенах расположено издательство и ведется работа над интернет-порталом. Среди святынь монастыря, пожалуй, одно из важных мест занимает копия Туринской Плащаницы в натуральную величину.

6
Богородице-Рожденственский монастырь

Один из древнейших московских женских монастырей был заложен в 1380 году Марией Серпуховской, матерью героя Куликовского сражения Владимира Храброго. Этот монастырь стал духовным символом победы русских людей и воплотил в себе идею Сергия Радонежского о спасении благодаря любви и единению. Первые насельники обители – вдовы и сироты воинов, сложивших головы на Куликовом поле. Сама основательница приняла постриг незадолго перед смертью, приняв в схиме имя Марфы. Ее примеру последовала и супруга Владимира Храброго. А вот в 1525 году жена Василия III Соломония Сабурова была насильно пострижена в монахини из-за невозможности после 20 лет брака подарить престолу наследника. В годы революции обитель постигла та же участь, что многие русские монастыри. После длительного пребывания в запустении, только в XX веке началось ее возрождение.

7
Новодевичий монастырь

Обитель была основана князем Василием III в 1524 году в знак благодарности за возвращенный Смоленск и в честь Смоленской Богоматери Одигитрии. Почти век тому назад был заключено соглашение, по которому Москва отказывалась от западноевропейских земель, в том числе и от Смоленска, оставляя их литовцам. Однажды, стоя у стен Смоленска князь Владимир пообещал вернуть город, и свой обет он сдержал: сначала удалось вернуть Псков, а затем, в ходе жестоких сражений, и Смоленск. Радостные жители вынесли навстречу князю Смоленскую икону Богоматери Одигитрию. Стены же московского монастыря начали возводить именно в том месте, где народ прощался в свое время с чудотворной иконой. Кстати, основание обители совпало с началом бракоразводного процесса князя Василия с его первой женой Соломонией. Впервые в русской истории возник подобный прецедент: царь развелся, да еще и бывшую жену отправил в монастырь. Правда, в дальнейшем по проторенной дорожке пошли и другие царствующие Рюриковичи и Романовы.

Фаина Шатрова