1 сентября – праздник Донской иконы Божией Матери. Заступница русских войск, чудотворница, чья история плотно переплетается с историей российской воинской славы. 7 особенностей Донской иконы Божией Матери.
Образ Донской Богородицы в манере своего исполнения стремится к одному из основных типов русской иконографии – Элеуса. Перед нами Богоматерь со склоненной головой, на ее руках – Младенец, лик Пресвятой Богородицы непривычно эмоционален. Именно эмоциональность, по мнению исследователей, доказывает принадлежность иконы русской школе иконописи. Образ двойной: если икону перевернуть, на обратной стороне вы обнаружите икону «Успение Пресвятой Богородицы». Присутствие второго образа приводит исследователей к заключению - икона написана двумя русскими авторами. До 1812 года Донскую икону украшал киот из драгоценных камней, но попав в Москву, французы во главе с Наполеоном отковыряли камни, а после Октябрьской революции исчез и сам киот.
Свое название Донская икона получила в конце XIII века, а русский народ обрел свидетельство чудотворчества образа Пресвятой Богородицы. По преданию, икона была подарена князю Дмитрию перед Куликовской битвой казаками. К ней, находящейся на поле, стоя на коленях в монастырской келье, обращался преподобный Сергий Радонежский. Пресвятая Богородица услышала мольбы, хан Мамай вернулся в Золотоордынский Сарай не солоно хлебавши. А Донская Богородица с тех пор неустанно выручала русские войска.
История присутствия Донской иконы на Куликовом поле имеет своих сторонников и оппонентов. Православное общество – выступает «за», а вот исследователи датируют икону 1382 или 1392 годом. Созданная в конце XIV века, Донская икона выполнена в иконописной манере учителя Андрея Рублева, Феофана Грека. Исследователи полагают, что образ был заказан княгиней Евдокией на молитвенную память о нем и погибших на Куликовом поле. Феофан Грек, расписывающий в этот момент Успенский собор в Коломне, так же написал образ Пресвятой Богородицы. По стилю написания Донская икона чрезвычайно напоминает фрески Феофана Грека. Сомнения в авторстве возникали, но схожесть стилей, позволяет утверждать, что создание иконы, действительно, приходится на конец XIV и принадлежит руке Феофана Грека или же кому-то из его круга.
Откуда берет свое начало Донская икона Божией Матери – с Куликовского ли поля или от Феофана Грека, выбирать вам. Но православная вера в помощь Пресвятой Богородицы сильна, среди православного общества Донская Божия Матерь чтится заступницей России в сражениях с иноплеменными войсками. В чудодейственную силу образа верил и Иван Грозный. Отправляясь в поход на Казань, Иван Грозный стоял перед иконой и просил о помощи в предстоящих сражениях. Казанское ханство Иван завоевал, удачно завершилась и долгая Ливонская война, а Донская икона Божией Матери была перенесена в Москву, за кремлевские стены.
Федор Иоаннович, прозванный Блаженным, мучился на протяжении всего своего недолгого правления – сила отца даже после смерти переигрывала сына. Иван Грозный писал о сыне: «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». В 1591 году к Москве устремился крымский хан Газы II Герай, 150-тысячное крымское войско подступило к Москве 4 июля 1591 года. Здесь Газы столкнулся с русскими войсками, был побит и бежал домой. В переносной церкви Сергия Радонежского у алтаря лежала Донская икона Божией Матери, заступница перед ханским лицом. По преданию, увидев многие тысячи воинов хана Газы II Герея, русские войска пронесли икону вокруг гуляй-города. Крестный ход с иконой избавил Москву от захвата, а на месте гуляй-города в благодарность был построен монастырь. Донской монастырь в благодарность за заступничество Донской Божией Матери.
Почитание Донского образа Пресвятой Богородицы было повсеместным на Руси. В 1598 году новый патриарх Руси Иов благословлял на царство нового царя Бориса. По преданию, в руках у патриарха Иова была Донская икона Божией матери. Почитание Донской иконы стало залогом побед и новой русской династии – Романовых. Во второй половине XVII века икона отправилась в крымский поход, организованный царем Алексеем Романовым (Тишайший). Поход был удачным.
Поклонение Донской иконе Божией Матери не ограничивается веками, вера в заступничество Богородицы в народе сильна. Икона-путешественница не раз была залогом удачной битвы и победы русского войска. В наше время икона находится в Третьяковской галерее, а день ее обретения князем Дмитрием Донским объявлен Патриархом Русской православной Церкви Днем российского казачества. Традиция обращения к Донской Богоматери за воинскими успехами не запрещает верующему просить Богородицу о самом важном, и быть услышанным.
Наталия Савенкова