01/10/15
7 поморских сел с храмами

С XII века и по сей день поморы сохранили свое этническое (национальное) самосознание. Этот факт, в частности, подтверждают данные всероссийской переписи населения 2002 года.

По документам этой переписи, поморов зафиксировано 6 571 человек, но на самом деле их около миллиона. Проживают они преимущественно в Архангельской и Мурманской областях, а также в северной части Карелии и в Ненецком автономном округе. Из поморов вышли такие знаменитые люди, как ученый Михаил Ломоносов, скульптор Федор Шубин, священник Иоанн Кронштадтский, а также такие землепроходцы, как Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров. Бессменный управитель Аляски Александр Баранов тоже был родом из поморов. По сути, это те же русские, однако на протяжении веков они жили по старинным обычаям, никогда не имели крепостного права, говорили на своем языке. Сегодня еще остались поморские села, в которых сохранился древний уклад.

1
Кимжа

Этакий эталон настоящего поморского села. Кимжа затеряна в заповедном Мезенском крае - до недавнего времени сюда можно было добраться либо зимой по замерзшим болотам, либо на самолете. По-видимому, благодаря этому тут сохранились и древний уклад жизни, и уникальные памятники архитектуры. Главная достопримечательность Кимжи – центральная улица, на которой стоят только старинные избы и Одигитриевская церковь (сейчас находится на длительной реставрации). В селе издревле было перемешено язычество, старообрядчество и православие. Это отразилось на обычаях, к примеру, людей тут хоронили не на кладбище, а на земельном наделе умершего – душа должна была охранять территорию. Во дворах до сих пор стоят древние поморские кресты.

2
Варзуга

Поморы были первыми покорителями дикой земли саамов – Мурманского полуострова. Варзугу основали еще в начале XV века недалеко от устья одноименной реки, впадающей в Белое море на Терском берегу. Основным промыслом местного населения считается лов семги – тут до сих пор действует рыбхоз. В самом центре села расположено несколько деревянных церквей – самая известная из них Успенская 1674 года постройки. Совсем недавно ее полностью отреставрировали. А еще с советских времен тут существует народный хор, исполнявший песни Терского берега – записи можно найти в сети интернет и на раритетных пластинках.

3
Нёнокса

Своеобразные ворота на Летний берег Белого моря. Село тут поставили еще при «царе горохе» – в 1397 году для добычи соли из местных минеральных источников. Именно здесь приставали первые иностранные корабли, которые налаживали торговые отношения с новгородцами, владевшими этими землями. Ехать сюда стоит ради «тройника» - так называются деревянные ансамбли из двух церквей и колокольни, которых практически не сохранилось на Русском Севере. Но есть одно «но» - Нёнокса закрытая зона испытательного полигона, куда нужен пропуск. Однако в сети описано множество способов «добирания» до места.

4
Едома

Поморские села расположены не только на берегу моря, но и на северных реках. Одно из таких Едома, которая считается одной из самых живописных на Пинежье. Дело в том, что здесь помимо старинных домов и амбаров сохранилось исторический, свободный порядок планировки – тут можно изучать как жили поморы! Но наша цель находится в 200 м от деревушки – это Чухченемский погост, от которого сохранилась отдельно стоящая колокольня и храм – уникальный по своей архитектуре. Рядом находится заброшенное кладбище (увидеть его можно только летом), где стоят замшелые деревянные кресты.

5
Космозеро

Одно из самых заповедных мест Русского севера – Заонежье. Здесь расположены десятки сел и погостов, где сохранились деревянные церкви и часовни. Космозеро находится на берегу одноименного озера, которое проходит почти через весь полуостров. От комплекса храмов осталась лишь церковь Александра Свирского, построенная по заказу петербуржского купца в конце XVIII века. Раньше по соседству располагался Успенский храм и колокольня, сгоревшие в 1942-м году. Поблизости от села есть гостевой дом, где можно остановиться на ночлег.

6
Поля

Еще одно заонежское село, расположенное на берегу маленького озерца. Сегодня здесь почти никто не живет, зато сохранилась действующая церковь Илии Пророка с колокольней. Еще с дороги видна колокольня, расположенная посреди поля, по которому село и получила название. Со звонницы открываются потрясающие виды на окрестные просторы. К сожалению, это единственно село из нашего списка, где не осталось местных жителей – поморов.

7
Лядины

Село находится в нескольких километрах от Каргополя, в окрестностях которого находятся десятки  старинных деревянных храмов. Здесь расположен «тройник» (подробнее см. Нёнокса). Памятник  включает двенадцатиглавую Богоявленскую церковь (1793 г.), шатровую Покровскую церковь (1761 г.) и восьмигранную шатровую колокольню (1820). К сожалению, Богоявленскую – раскатали и заменили 80% бревен, а Покровская сейчас стоит в лесах – дожидается своей очереди. Кстати, в ней же сохранились «небеса» - особый вид иконописи, встречающийся только на Севере.