20/06/13
7 популярных непернатых "уток"

Мнимая отставка главы РЖД Владимира  Якунина подтвердила  тезис о том, что СМИ – четвёртая власть.  Новость мгновенно "пошла в народ".  Зависимость жизни реальной от информационного поля  подтверждается всякий раз, когда в нашу, жадную до событий жизнь, проникает очередная «утка». Мы расскажем про 7 популярных «уток», в своё время взбудораживших общественность. 

1
Метро 2.0

19359_f1b912e27d3f8d49f2fe929ee33561bc

Традиция распространения газетных «уток» тесно связана с первоапрельскими розыгрышами. Редакция газеты "Московская правда", видимо, уставшая от бремени своего названия,  1 апреля 1992 года опубликовала статью, в которой сообщала о планах постройки  в Москве второго метро. Подчеркивалось,  что это будет сделано для "рынка и соперничества" и поэтому  старое метро закрывать никто не будет.

2
Ленинленд

1182752342_f12dba1b71f33684d611b72980382ea5_full

Не знаю, какая чертовщина творится  в редакции газеты Irish Times, но то, что  чувство юмора у её сотрудников довольно оригинальное – это точно. В 1995 году в газете вышел материал,  в котором утверждалось, что руководство Диснейленда ведет переговоры с российским правительством о покупке тела Ленина. По уверениям журналистов, мавзолей вместе с телом Владимира Ильича планировали перевезти в новый Евродиснейленд.

3
Герб о трёх ветвях власти

Triple_Eagle_2_Esdras

Героями «уток» становились не только  известные люди, но и элементы геральдики.  В 2002 году агентство РИА Новости сообщило, что в Совете Федерации рассматривают возможность замены двуглавого орла в гербе России трехглавым. Якобы такой герб "будет более справедливым", поскольку будет олицетворять все три ветви власти - не только законодательную и исполнительную, но и судебную.

4
"Сделка века"

Билл-Гейтс

Интернет дал «уткам» новую жизнь. Свободное распространение информации позволяет создавать вирусный эффект на пустом месте. Одной из первых интернет-мистификаций стала появившаяся в 1994 году и  стилизованная под сообщение Associated Press заметка, в которой утверждалось, что компания Microsoft во главе с Биллом Гейтсом покупает католическую церковь. Для убедительности приводились  слова Гейтса о том, что "объединенные ресурсы Microsoft и католической церкви помогут сделать религию более доступной и более увлекательной для более широкого круга людей". Сообщение казалось настолько достоверным, что создателям Windows пришлось выступить с официальным опровержением, католическая церковь даже хотела придать делу судебный оборот.

5
Диего по-спартаковски

Диего-Марадона

Обратимся к отечественному опыту «шуточных публикаций». В 1988 году в «Известиях» вышла статья, в которой утверждалось, что Диего Марадона ведёт переговоры с руководством московского «Спартака». Тогдашних читателей ещё можно было ошеломить суммами контрактов футболистов. Про Марадону сообщалось, что «Спартак» был готов заплатить за него 6 миллионов долларов.  Сегодня подобные «утки» уже не вызвали бы ажиотажа, но тогда новость серьёзно  взбудоражила общественность.

6
"Утка" за 40 млн

86image009

«Утка» - это не всегда шутка и только громкий информационный повод. На ложной информации можно сделать неплохие деньги и даже «сколотить состояние». Самый яркий пример информационного кульбита  продемонстрировал Натан Ротшильд 18 июня 1814 года. Ротшильд стал первым, кто узнал через свои источники о поражении Наполеона в битве при Ватерлоо и принялся спешно продавать свои акции на бирже. Для маклеров это было ложным сигналом о победе французского императора. Все принялись продавать свои акции за бесценок… агентам того же Ротшильда. На следующий день пришло известие о победе Веллингтона. Ротшильд меньше, чем за сутки заработал 40 миллионов фунтов стерлингов.

7
"Утки" влияния

1365415779_1304511577_kartinka-broker

Всё чаще «утки» становятся инструментом информационной и биржевой борьбы. В апреле был взломан Twitter новостного агентства Associated Press. В микроблоге была опубликована новость о нападении на Белый дом и покушении на Барака Обаму. Ответственность за взлом взяла на себя хакерская группировка "Сирийская электронная армия". Ранее хакеры заявляли о своей причастности ко взлому аккаунтов BBC, CBS и Reuters News.  Атака на микроблог привела к кратковременному падению  биржевых котировок. Подобный эффект вызвала и недавняя «утка» о задержании Романа Абрамовича в США. В подобных случаях всегда возникает вопрос: «Кому это выгодно и кто на этом заработал?».  Безобидные в прошлом «утки»,  сегодня – инструмент политического влияния.

Алексей Рудевич