10/07/13

7 пословиц в поучениях Оптинских старцев

Как доходчиво, лаконично и метко донести свою мысль? Русский народ испокон веков прибегал к простому приему, употребляя в речи пословицы и поговорки. Интересно, что подобным методом пользовались и Оптинские старцы в своих «Душеполезных поучениях».

1
Душу спасти - не лапоть сплести

Старцев навещали люди разных сословий, достатка и ума. По словам современника, речи Оптинского старца Льва одного утешали в скорби, другого пробуждали от оцепенения. Своей живой речью, отобранными и уместно использованными народными образами преподобный мог одушевить безнадежного, излечить отчаявшегося, а искренне ищущего путь духовной жизни – наставить на этот путь.

2
Бедность - не порок

Пожалуй, в мирском понимании (особенно сегодня) бедность – это скорее плохо, а достаток и богатство – хорошо. Однако в сознании христианском – наоборот. «Бедность – не порок, - писал Оптинский старец Амвросий, - а главное средство к смирению и спасению». И продолжал: «Довольство и изобилие портит людей». От жиру, по пословице, и животные бесятся.

3
Иному горе от ума, а иному горе без ума

В жизни христианской умным человеком называется, прежде всего, человек духовный, тот, кто имеет «мудрость змиину». По мнению старца Антония, каждому человеку дается свое горе: кому – от ума, а иному – без ума. Но больше всего горя, как считал преподобный, идет от «многомыслия и самомнения», и поэтому вместо многочасовых размышлений и разговоров с собой, лучше воздать искреннюю молитву Господу: «Не остави мене и не отступи от мене».

4
Бог не попустит, свинья не съест

Трудно не согласится, что характерной чертой русского человека является упование на судьбу, когда речь идет о православной вере – на сверхчеловеческую силу Бога. «Душеполезные поучения» Оптинских старцев пронизаны пословицами и поговорками, отражающими это мироощущение. «Не живи, как хочешь, а живи, как Бог приведет, - писал преподобный старец Амвросий. Или «Я хоть и лежу, да на Бога гляжу», - это уже слова преподобного старца Антония. А еще в «Поучениях» встречаются и иные не менее мудрые изречения: «Чему быть, того не миновать» и «Судьбы Господни неисповедимы».

5
Своя воля царя боле

Вряд ли можно говорить, что православие подавляло право человека на свободный выбор. Подтверждает это и подвижническая деятельность преподобных Оптинских старцев. Так, давая советы страждущим, они никогда не требовали непременного их исполнения. Отношение старцев к свободе выбора и к активной жизненной позиции человека демонстрируют и используемые в «Поучениях» пословицы и поговорки, например, преподобный Амвросий любил повторять: «Боже-то поможи, - да и сам мужик не лежи», призывая тем самым отказаться духовных чад от пассивности.

6
Вольному воля, а спасенному рай

Свобода выбора – красной нитью проходит через все «Душевные поучения». Особенно остро встает вопрос в беседах с сомневающимися в правильности своего решения перед принятием монашеского пострига. «Если не желаешь принять пострижения, то зачем поступала в монастырь?» - пишет преподобный Амвросий. «Впрочем, - добавляет, вольному воля, а спасенному рай».

7
Без Бога ни до порога

Как писал преподобный Антоний: «Молиться не забывай. Помни русскую пословицу: без Бога ни до порога. Постоянно держи Иисусову молитву». Так, в максимально доступной для простого человека форме – при помощи пословиц и поговорок – Оптинские старцы преподают православную науку смирения с ее осознанным упованием на Божий промысел.

Фаина Шатрова