26/07/13

7 путей преподобного Стефана Махрищского

27 июля православная церковь чтит память преподобного Стефана Махрищского, основателя Махрищского и Авнежского Троицких монастырей, современника и собеседника преподобного Сергия Радонежского.

1
Из Киева в Москву

Родился преподобный Стефан в Киеве, там же, в Печерском монастыре, принял постриг. Молодой инок был смирен, исполнителен и, как писал автор его жития Иоасаф, продвигался, ступень за ступенью, по лествице. Но, судя по всему, в 1357 году он решил уйти из обители в Москву, под защиту Великого князя Ивана Второго. В своём решении он был не одинок: в середине XIV века так поступали многие монахи. Житие в качестве причины переселения называет многочисленные надругательства польских католиков над православной верой. Но, скорее всего, притеснения исходили не от католиков, а от православного митрополита Литовского Романа, который самовольно совершал в Киеве литургии и называл себя единственным митрополитом Киевским и Всея Руси (хотя таковым оставался Алексий). Местное духовенство раскололось, завязалась ожесточённая борьба между сторонниками Романа и его противниками. Стефан хотел совсем не того. Он мечтал об уединении, а потому отправился в Москву.

2
Из Москвы в пустынь

В Москве Стефан был встречен благосклонно и выпросил позволения удалиться от мира в пустынь. Найдя место у реки Махра (теперь она называется Молокча), отшельник установил деревянный крест, поставил скит, выкорчевал лес и разбил огород. Но недолго он прожил в уединении: уже в 1358 году в Махрищскую пустынь стали приходить монахи. Поначалу Стефан прогонял их, но, смирившись, организовал киновию. Так в 35 верстах от Троице-Сергиева монастыря возник ещё один монастырь Святой Троицы.

3
Из Махрищской обители в Авнегу

Однажды местный земледелец Григорий отдал монастырю все свои земли и имущество и принял постриг. Расширение монастыря, а также хорошие отношения отца Стефана с Дмитрием Донским напугали других землевладельцев. Они решили, что монастырь может и у них отобрать земли, стали приходить к преподобному, поносить его последними словами, дошли даже до угроз. Чтобы не искушать на грех этих людей, Стефан вместе с Григорием ушёл из монастыря в небольшое Авнежское княжество. Там ими был основан Авнежский монастырь, также в честь Троицы. Произошло это в 1370 году.

4
Из Авнежской обители в Москву

Богатый крестьянин по имени Константин пришёл в Авнежский монастырь и, как несколькими годами ранее Григорий, пожертвовал всё, что имел. Преподобный Стефан постриг его под именем Кассиан. Вскоре за основателем Махрищского монастыря приехали гонцы от Великого князя, который просил Стефана отправиться в Москву.
А Кассиан и Григорий остались в монастыре и жили здесь (Кассиан келарем, Григорий настоятелем) до 1392 года. По официальной версии, в тот год на Вологодчину совершили набег казанские татары и вятчане. Ворвавшись в монастырь, они убили святых отцов. Есть также местная версия, по которой убийцами монахов стали местные разбойники. Они закопали тела убитых и сами поселились в монастыре. Через несколько лет после тех событий монастырь пришёл в запустение.

5
Из Москвы в Махрище

В Москве князь Дмитрий Иванович попросил отца Стефана вернуться в Махрище, снова стать настоятелем монастыря. Преподобный послушался московского правителя и, вернувшись, был с радостью встречен братией. С того времени до конца жизни он уже не отлучался из монастыря, разве что в соседнюю Троице-Сергиеву обитель для бесед с Сергием Радонежским.

6
Последний путь

Через 30 лет, в 1406 году, преподобный Стефан почувствовал приближение своей смерти. Передав игуменство старцу Илии и приняв схиму, он в последний раз собрал братию и поучал «имети выну страх Божий и память смерти, и любовь нелицемерну, и пищу, и питие не мятежно, от мирскихъ молвъ удалятися, и славы мира сего суетнаго, яко маловременныя не искати, и смирение имети пред всеми».
Как свидетельствует автор жития Иоасаф, в скором времени слова преподобного Стефана, устав его монастыря и он сам были почти забыты.

7
Чудесное явление

В XVI веке столетний старец Герман однажды после молитвы вышел из кельи и увидел огненный столп над могилой преподобного Стефана. Игумен Иона, к которому поспешил старец, тоже видел этот свет. Над могилой святого поставили гробницу и зажгли на ней неугасимую лампаду.
В 1550 году были обретены нетленные мощи святого. Среди останков найден был чудотворный серебряный крест. С тех пор возобновилось его почитание, и именем Стефана Махрищского стали совершаться чудеса. Есть свидетельства и явлений самого святого. Так Иакову, жившему в селе Кучки близ Юрьева, отцу слабоумного ребёнка, явился во сне длиннобородый старик в рясе и велел идти в его монастырь, чтобы принять послушание. Иаков послушался и его сын был исцелён.

Григорий Саблин