30/09/12
7 русских Надежд

Имя Надежда заимствовано из старославянского языка, где появилось как перевод греческого имени Элпис (Надежда). Надежда - вторая дочь-отроковица из семьи христианских мучениц, в которую входили сестры-гречанки Агапэ, или Харис (Любовь), Пистис (Вера) и Элпис (Надежда) и мать их София (Мудрость). Древнерусская форма имени - Надежа. Имя Элпис происходит от корня, означающего «воля», а русское  слово «надежда» - от глагола  «действовать».

1
Надежда Дурова (1783–1866)

Первая в русской армии женщина-офицер (известна как кавалерист-девица) и писатель. Она участвовала в битвах при Гутшадте, Гейльсберге, Фридланде, всюду обнаруживала храбрость. За спасение раненого офицера в разгар сражения была награждена солдатским Георгиевским крестом и произведена в унтер-офицеры.

В Тильзите она влюбилась в Александра I - так все узнали что она женщина. Когда слух о кавалерист-девице дошёл до Александра I, ее отправили с сопровождением в Санкт-Петербург, где её сразу же принял император. Поражённый самоотверженным желанием женщины служить родине на военном поприще, он разрешил ей остаться в армии. А чтобы сменить окружение - перевёл её в Мариупольский гусарский полк в чине подпоручика под именем Александрова Александра Андреевича, производным от его собственного, и разрешил обращаться к нему с просьбами.

Но вскоре Надежде пришлось перевестись из гусар опять в уланы, так как командир полка был очень недоволен, что Александр Андреевич никак не сделает предложение его дочери, в него влюблённой. В Отечественную войну она командовала полуэскадроном. Участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцким монастырем, при Бородине защищала Семеновские флеши, где была контужена ядром в ногу, и уехала для лечения в Сарапул. Позднее была произведена в чин поручика, служила ординарцем у Кутузова, который знал, кто она.

2
Надежда Ламанова (1861–1941)

Это имя — Надежда Ламанова — в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно, как «булки от Филиппова», «фрукты от Елисеева» или «коньяк от Шустова».

Поставщица двора Ея Императорского Величества до революции «одевала» царскую семью, аристократический и артистический бомонд, спектакли М.Х.Т. Она, единственная из русских модельеров, выдерживала конкуренцию с лучшими европейскими Домами мод (Ворт, Дусе, Пакен). В ее доме устраивал свои дефиле великий французский кутюрье Поль Пуаре. После революции она не только конструировала модели для жен высоких чиновников, но и создавала моду для масс.

В ней было многое от живописца. Прежде чем начать работу, она долго изучала «натуру», а потом творила из тканей, как художник красками. Шила методом «наколки», долго прикладывая ткани к фигуре модели, вдохновенно ее обволакивая, драпируя складками, закалывая булавками... наконец говоря измученной, «обколотой» сотнями булавок клиентке: «Снимайте все это осторожно, эскиз готов!».

— Только, пожалуйста, — умоляли заказчицы, — сшейте сами.

— Я вообще не умею шить.

— ???

— Архитектор ведь не кладет камни, это делают рабочие, и шить вам буду не я, а мои помощницы.

3
Надежда Богданова (1836–1897)

Одна из первых русских танцовщиц XIX в., утвердивших мировую славу русского балета. 12-летняя Богданова впервые выступила на эстраде в Ярославле; затем она танцевала в разных городах, везде пользуясь большим успехом. По совету Фанни Эльслер Богданова отправилась в Париж, где училась у Мазилье и Сенлеона, и 20 октября 1851 г. предстала пред парижской публикой в балете "Маркитантка". В 1852 г. она пленяла Вену, танцуя "Жизель", мазурку и классические pas. Прикомандированная по Высочайшему повелению к петербургским театрам, Богданова выступила здесь в 1856 г., в "Жизели" и вызвала настоящий восторг. Она стала баловнем публики, поражая техникой, восхищая прелестью, грацией и легкостью поз, а также драматизмом и мимикой.

4
Надежда Тэффи (1872– 1952)

Русская писательница и поэтесса, мемуарист, переводчик. Настоящее имя Надежда Лохвицкая, по мужу Бучинская.

Поклонником Тэффи был Николай II, именем Тэффи были названы конфеты. По предложению Ленина рассказы 1920-х годов, где описывались негативные стороны эмигрантского быта, выходили в СССР в виде пиратских сборников до тех пор, пока писательница не выступила с публичным обвинением. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в её творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер.

5
Надежда Плевицкая (1884– 1941)

Русская певица (меццо-сопрано), исполнительница русских народных песен и романсов. По преданию, император Николай Второй называл её «курским соловьём».

Выступала в Большом зале Консерватории, была дружна с Шаляпиным и многими актёрами Художественного театра. Не раз выступала при Дворе. Императрица Александра Федоровна, на одном из таких приемов, за вдохновенное пение подарила Плевицкой брошь с бриллиантами в виде жука. Самым известным почитателем Надежды Плевицкой был Николай II. По рассказам очевидцев, слушая Плевицкую, Император низко опускал голову и плакал.

6
Надежда Обухова (1886-1961)

Русская оперная певица (меццо-сопрано). Происходила она из дворянской семьи, одним из её предков был Евгений Баратынский.

Надежда Обухова являлась выдающейся представительницей русской вокальной школы. Её голос, редкий по красоте и богатству тембра, отличался необычайно широким диапазоном: она исполняла партии от контральтовых до высоких меццо-сопрановых. Репертуар включал свыше 300 романсов и песен. Непосредственное общение с искусством Обуховой рождало какое-то почти благоговейное чувство, про нее говорили - "Можно изумляться мастерству и технике итальянских певиц, но настоящий восторг, то есть какое-то возвышенное состояние души может вызвать только неповторимо проникновенное, от сердца идущее чудесное пение Надежды Обуховой".

7
Надежда Забела-Врубель (1868 - 1913 года)

Жена и муза Михаила Врубеля, знаменитая оперная певица.  Забела считалась лучшей исполнительницей в операх Римского-Корсакова, который специально для нее написал партию Марфы в «Царской невесте». По отзывам современников, она была бесподобна в партиях Волховы в «Садко», Царевны Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Тамары в «Демоне», Татьяны в «Евгении Онегине». С мужем прожила всю жизнь.