16/08/12
7 русских ночей

Ночь могут написать только те, кто слышит тишину. Ночные пейзажи - это тихий восторг, мистический трепет и радость за отдыхающую природу.

1
Исаак Левитан. Сумерки. Луна, 1898

Характерное для "позднего" Левитана обращение к сумеречным пейзажам, наполненными тишиной, шорохами, лунным светом и тенями. "Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всём и не уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения...» (Левитан Исаак Ильич)

2
Лев Каменев.  Лунная ночь на реке. 1870-е

Каменев - необычайно чуткий художник. Его проница­тельность распространилась и на осознание националь­ного пейзажа, и на способность в малом увидеть специфи­ческую особенность русской природы. Поэзия ночи, загадочность ночного светила выражены цветом, то исчезающим в ко­ричневой темноте, то возникающим золотым отражени­ем на поверхности реки.

3
Алексей Саврасов. Лунная ночь. Болото. 1870

Сказочное таинственное болото. Под серебристыми небесами, освещенными луной, пронизывающей своим светом легкие плоские тучи, лежит темное неоднородное дно. Среди болотных кочек, создающих волнистый ковер, вьется речка, отражающая в своей воде лунную размытую дорожку.

4
Аполлинарий Васнецов. Ночь. Урал

В своих «Путевых очерках по Уралу» Васнецов, рассказывая об уральской тайге, пишет: «Лес весь седой: земля седая от массы мха и лишаев; серебристые стволы пихт кажутся еще седей от мха, длинными космами повисшего до самой земли. И так, падая один на другой, стволы свалившихся деревьев образуют непроходимые чащи и завалы».

5
Архип Куинджи. На острове Валааме. 1973

О Куинджи, основателе идеалистической школы дикой природы, Иван Крамской писал: «У нас в России, в отделе пейзажа никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга»

6
Ефим Волков. Лунная ночь в лесу. 1899

Ефим Волков выбирал не красивые «ландшафты», а скромные уголки природы России и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование. Он писал только то, что глубоко волновало его чувства, захватывало внимание, вызывало «трепет красоты». Художник тонко чувствовал поэзию серебристо-жемчужных туманов и пронзительную лирику ночи

7
Михаил Врубель. К ночи. 1900 г.

Александр Блок: "Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим".