23/02/13
7 русских театров

Только театр позволяет зрителю на эмоционально-образном уровне слиться с происходящим на сцене, прочувствовать суть спектакля при прямом взаимодействии с актером. Неотрывно следя за театральным действом, человек проживает судьбы героев, делает выводы, учится нестандартно мыслить, что способствует его культурному обогащению. Театральное искусство ценилось издавна, и в зависимости от потребностей публики преображался и совершенствовался театр.

1
Театр скоморохов

Это один из старейших театров, впервые зародившийся в России. В его основу вошли игрища лицедеев, которых в то время называли скоморохами. Эти люди могли выполнять практически любое действие: плясать, петь, разыгрывать сценки, балагурить, играть на музыкальных инструментах. В скоморохи брали только тех, кто мог блестяще владеть своим театральным мастерством.

Со временем возникли народные театры скоморохов, где на сцене высмеивались богачи, духовенство и сочувственно демонстрировалась участь простых людей. Практически каждая сценка импровизировалась, предполагая цирковые номера, танцы, пение, пантомиму. Для исполнения песен, былин и сказок часто хватало одного скомороха. Выступления народных лицедеев так и не смогли трансформироваться в профессиональный театр, поскольку их актеров постоянно преследовали церковь и власть.

2
Крепостные театры

Изначально рассматриваясь как дворовая забава, данный театр вскоре получил распространение и среди придворного боярства. При Алексее  Михайловиче в собственном доме театр устраивал приближенный к нему боярин Матвеев, затем боярин Милославский, прозванный «потешным». В подобных театрах главными актерами становились барские барыни и барские люди. И если ранее в сценках могли участвовать исключительно мужчины, то приближенные к царевне Софье люди получили право устраивать спектакли и при участии женщин. Среди выдающихся крепостных актрис была крепостная Прасковья Жемчугова-Ковалева, игравшая в театре графов Шереметевых. За это ее возвели в титул графини.

Основным репертуаром подобных театров были произведения европейских музыкантов и авторов, но позже в основу спектаклей стали входить произведения и отечественных авторов.

3
Школьный театр

Впервые он появился при Славяно-греко-латинской академии. Авторами пьес становились сами преподаватели, а ставили их учащиеся по случаю праздников. В основу произведений входили как житейские предания, так и евангельские сюжеты. Писали их преимущественно в стихах на базе монологов. Характерным для спектаклей было присутствие аллегорических персонажей наряду с реальными действующими лицами.

Отдельно существовали и школьно-церковные театры, организованные при духовных учебных заведениях. В спектаклях преимущественно олицетворялись античный Олимп, церковь, государство, шла речь о любви, надежде, вере и мудрости.

4
Солдатские театры

Существовали они преимущественно в крупных гарнизонах. Спектакли ставились по указанию начальства, как правило, для офицеров. Несколько позже сценки разыгрывались уже не только для собственного увеселения, но и для увеселения простого народа. Основными посетителями солдатских театров становились люди низших воинских чинов, небогатые купцы, мещане, крестьяне, разночинцы.

Репертуар был преимущественно народный. Ставили не более четырех пьес. Самыми популярными были три комедии: «Лодка», «Царь Ирод» и «Царь Максимилиан».

5
Петровский театр

Под конец XVII столетия особой популярностью в Европе пользовались маскарады. Петр I как любитель всего прогрессивного тоже не мог обойти их вниманием. Они настолько нравились императору, что он сам, переодевшись в фрисландского крестьянина, принимал непосредственное участие в венском маскараде.

В то же время Петр принимает решение популяризировать собственные нововведения и реформы через театральное искусство. В его планы входит возведение в Москве театра, двери которого были бы открыты для представителей любых сословий. Несколько позже в Москве начинает свою работу труппа кукольного театра под руководством Яна Сплавского, которому император поручает приглашение комедиантов из-за границы.

6
Театр при Анне Иоановне

При вступлении на престол императрицы – придворные маскарады и спектакли возобновляются. Спектакли были преимущественно комического содержания, поскольку Анна Иоанновна любила именно те комедии, где в конце сценки актеры обязательно колотили бы друг друга. Не желая довольствоваться исключительно немецкими комедиантами, а также итальянской оперой, петербургское общество пробует силы в русской комедии, обращаясь к царице с просьбой о создании постоянно действующего театра при дворцовых покоях. Выделенное под эти цели помещение назвали «комедией».

В дворцовых спектаклях участвовала вся местная знать, но особенно смешным исполнителем Анна Иоанновна находила Дмитрия Шепелева. По некоторым данным, к спектаклям привлекались и кадеты Шляхетного корпуса.

Есть сведения, что при императрице осуществился проект учреждения первого театрального училища России.

7
Театр при Екатерине II

При Екатерине Великой впервые в России в городских театрах для публики стали давать платные спектакли. При императрице отменяется казенная театральная монополия, процветает свобода предпринимательства в сфере увеселений и зрелищ.

Нужно сказать, что помимо бурного развития государевых (или императорских) театров при Екатерине II резко возрастает число дворовых крепостных театров, устраивающихся в усадьбах помещиков. Попадая в императорские театры, каждый крепостной получал свободу. Одним из таких и стал известный артист Михаил Щепкин.

При Екатерине также основывается театральная школа, начинается строительство будущего Большого Каменного театра.

Анна Приходько