07/08/13
7 великих шедевров Фёдора Шехтеля

7 августа 1859 года родился Фёдор Осипович Шехтель, художник, архитектор, сценограф. Его работы и сегодня являются визитной карточкой русского искусства и зодчества. Художник больших замыслов и гениального исполнения. 7 шедевров Фёдора Шехтеля.

1
Особняк Саввы Морозова

Удивительно, но факт: один из своих лучших проектов, дом Морозова, Шехтель проектировал и строил, не имея архитектурного образования.  Савва Морозов имел особое чутьё на людей и умел видеть то, что сегодня мы называем «тренд».  Морозов, выпускник Кембриджского университета, выбрал  для особняка стиль английской неоготики, в оформлении же предоставил Шехтелю полную свободу и неограниченные возможности. Большой удачей можно назвать то, что Шехтель работал над оформлением вместе с Михаилом Врубелем.  Шехтель с Врубелем  тщательно проработали все детали интерьера, создав уникальную, неповторимую атмосферу. Особняк Морозова считается одним из прообразов дома булгаковской Маргариты.  Интересный факт: в своём доме Морозов укрывал  Баумана. На приёме, устроенном для московского генерала, революционер, представленный как «друг семьи», сидел за одним столом с «хозяином Москвы», в то время как его искала вся московская полиция.

2
Особняк Рябушинского

0_78364_91431295_XL

Особняк Рябушинского – уникальное здание, настоящее произведение искусства. По желанию Рябушинского, который не хотел, чтобы фасад выходил на улицу, Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь и разбил небольшой сад.   Как и во всех своих проектах, здесь Шехтель  тщательно продумывал все детали.  Интерьер дома поражает своей продуманной эклектичностью.  Один из символов особняка Рябушинского – мраморная лестница, выполненная в форме волны, но и кроме неё здесь есть, на что посмотреть и чему восхититься. Поражают огромные окна второго этажа, рамы, выполненные наподобие цветов и деревьев и арки крыльца, похожие на рожки улиток, цветочные мотивы и волны – символ вечного движения в рисунке паркета холла и столовой. Сегодня в особняке Рябушинского находится дом-музей Горького, который жил здесь с 1931 года. Очень советуем сходить, не пожалеете.

3
Ярославский вокзал


Глобальный проект Шехтеля – здание Ярославского вокзала.  Ярославская железная дорога связывала Москву с Белым морем и северными губерниями, поэтому Шехтель избрал для своего проекта новорусский стиль, преломленный, конечно, архитектором в индивидуальной манере. В 1901 году Шехтель проектировал  павильоны для международной выстави в Глазго, где он впервые занялся переработкой древнерусских мотивов в архитектуре. В проекте вокзала сложные архитектурные решения совмещены с необыкновенной простотой, вокзал напоминает северные погосты-тройники. Декоративная лепнина, керамические панно, выполненные в абрамцевской мастерской – всё это отражает  гениальный замысел Шехтеля.

4
МХТ им. А. П. Чехова

Над проектом МХТ имени Чехова Шехтель работал безвозмездно. Финансировал работу Савва Морозов. Преданный ценитель театра,  Шехтель,   отложив все заказы, перестроил старое здание МХТ  и выполнил внутреннюю художественную отделку. Биограф Шехтеля,  Кириченко писал: «Близкая по своим устремлениям творчеству Шехтеля программа театра вдохновила его на создание одного из лучших своих произведений. Он создал в театре атмосферу серьезности, почтительного и благоговейного отношения к искусству, невольно подчиняющую себе зрителя. Все, от конфигурации и размеров помещений, цветовой гаммы до мебели» светильников и шрифта надписей, подчинено единой цели: созданию особого мира, интеллектуально и эмоционально насыщенного". Интересный факт: Шехтелю принадлежит идея  оливкового  занавеса со стилизованным мотивом волны и с серо-коричневой тканью панно, где на фоне волн летит чайка — та самая, которая осталась навсегда эмблемой МХТ.

5
Церковь Николая Чудотворца

В 1915 году Шехтель принимает православие и на следующий год создаёт своё лучшее, как он сам считал, творение – деревянную церковь Николая Чудотворца у Соломенной сторожки.  Деньги на строительство шли из пожертвований, всего было собрано 3000 рублей. Строение было выполнено по одному из любимых Шехтелем мотиву – древнерусского Вологодского зодчества. Виртуозно исполнив историческое начало, Шехтель почти буквально воспроизвел формы и принципы деревянного зодчества прошлого. Постройка церкви заняла месяц. Такой краткий срок объясняется тем, что Шехтель отказался от тождества технологий и построил эту шатровую церковь по каркасной системе. В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны, потом здесь находилось общежитие, к 60-ых годам церковь была окончательно разрушена и снесена. На её месте было построен пятнадцатиэтажный дом для сотрудников милиции.  В 1997 году храм был восстановлен, в 300 метрах от его прежнего места расположения.

6
Усадьба Локалова

Ещё одно шехтелевское творение в неорусском стиле – усадьба купца Локалова в селе Великое Ярославской области.  Красивое, будто пряничное здание, с кокошниками и башенками, с массой  элементов, характерных для древнерусского зодчества, со шпилем, украшенным затейливым флюгером.  У этой усадьбы судьба непростая. С 40-ых годов XX века здесь расположен детский дом, первыми «поселенцами» стали ребятишки, привезенные из блокадного Ленинграда. Не смотря на то, что усадьба Локалова внесена в реестр памятников культуры, сегодня она находится в плачевном состоянии. Изразцовые печи и украшенные коваными дымниками трубы разрушены, бронзовые элементы оформления фасадной ограды и ворота были сняты и сданы в металлолом, сохранилась только сама кованая ограда и массивные столбы ворот. Двухэтажная пристройка кладовки разобрана. Вырублены  сады на приусадебном участке. Ситуация, к сожалению, типична для нашего времени…

7
Пирамидальный мавзолей

Самым резонансным неосуществившимся проектом Шехтеля стал проект мавзолея Ленина. Шехтель предлагал построить мавзолей,  стилизованный под пирамиду. Это было не похоже на стиль архитектора. Обращение к архаике, возможно, было вызвано пониманием монументальности заказа, но уместность пирамиды на Красной площади  - вопрос спорный. Однако надо признать, что Шехтель, в некоем отношении, заглянул в будущее. Пирамида в Лувре, построенная в конце 80-ых годов, по своему контрасту со зданием музея напоминает о проекте Шехтеля.

Алексей Рудевич

7 пророческих видений Солженицына