20/09/12
7 вееров made in Russia

Самая большая коллекция вееров в России хранится в Эрмитаже. Здесь собраны всевозможные гаджеты, принадлежащие супругам российских императоров,  а также женщинам из рода Шуваловых, семей Мусиных-Пушкиных и Разумовских и т.д. Есть веера французские, есть китайские, есть датские и голландские. Но самые удивительные - веера российского дизайна.Да они просто как русская литература - отличаются психологическим сюжетом и глубоким содержанием!

1
Веер с изображением эпизода Чесменского сражения

Перламутр, пергамент, стразы; гуашь, резьба, серебрение

Русский флот в 1770 году нанес сокрушительное поражение туркам в Чесменской бухте. В Эрмитаже хранится веер, посвященный этой победе, заказанный графом Орловым-Чесменским и подаренный Екатерине II. В нежно-бирюзовых тонах изображены на море два русских корабля, на суше видно русское войско. Живопись выполнена Г. Козловым. Превосходная золотая оправа с головками греков и их доспехами в крошечных медальонах, над которой трудился ювелир И. Адор, относится к числу лучших ювелирных изделий XVIII столетия.

2
Веер с изображением батальных сцен

Веер складной с портретом императрицы Марии Федоровны на фоне моря и кораблей.

3
Семейное фото

Веер складной с портретами Александра III и его детей принадлежал императрице Марии Федоровне, жене Александра III
Художник И.Н. Крамской. Россия. 1886
Дерево, золото; чеканка, резьба, роспись маслом.

4
Веер - карикатура

Веер складной с карикатурным изображением костюмированного бала
Художник И.А. Всеволожский. Россия. 1882
Дерево, шелковый репс, перламутр, шнур серебристого шелка; гуашь. Принадлежал императрице Марии Федоровне, жене Александра III

Уникальный случай: веер - карикатура, напоминающий о костюмированном бале, проходившем 25 января 1883 года во дворце Великого Князя Владимира Александровича в Петербурге. Чрезвычайно интересно описание бала, приведенное в журнале «Всемирная иллюстрация»: «На бал было приглашено до 250-ти знатных особ обоего пола. На парадной лестнице, ея площадке и в дверях малой столовой стояла прислуга, одетая в живописные костюмы разных эпох, имеющие связь с русской историей: то были скифы, варяги, стрельцы новгородские и московские. Вскоре гостиная и танцевальная зала наполнились русскими боярами, боярынями и боярскими детьми обоего пола, воеводами, витязями, думными и посольскими дьяками, кравчими, сокольничими, ловчими, рындами, конными и пешими жильцами (времен Иоанна IV), варягами, печенегами, запорожцами, казаками; явился думный дьяк с чернильницей и пером за поясом – П.А.Васильчиков, гусляр с гуслями и друг. Казалось, вся допетровская Русь воскресла и прислала на этот бал своих представителей. На балу были также ливонский рыцарь, русалка, представители и представительницы Кавказа, южной России и проч».

Все присутствующие на этом маскараде были запечатлены в карикатурном виде на веере, выполненном Иваном Александровичем Всеволожским, директором Императорских Петербургских и Московских театров, бывшим позднее, в 1899-1909 годах, директором Императорского Эрмитажа. Всеволожский обладал прекрасным чувством юмора и часто рисовал карикатуры на представителей высшего общества, среди которых многие были его друзьями и добрыми знакомыми. По лицам и по описаниям костюмов, данным во «Всемирной иллюстрации», на веере можно узнать некоторых присутствовавших гостей: Великих Князей Алексея Александровича и Сергея Александровича, герцога Эдинбургского, А. А. Половцова и К. Н. Победоносцева. По «политическим» мотивам не изображены хозяева бала, а также Император Александр III и Мария Федоровна.

5
Веер с надписью

Веер складной с надписью: ''Карусель Кавалергардского Ея Величества полка 1886''
Россия 1886

6
Веер с гербом

Веер складной с изображением Российского герба
Россия 1900-е гг.

7
Веер с царскими апартаментами

Веер складной с изображением Романовской галереи в Эрмитаже
Россия 1902