12/07/12
7 Псковских храмов

Во Пскове в Средние века сложилась своя, самобытная и ни на что не похожая архитектурная школа. Отличить псковский храм просто: «московский храм – торт, псковский – сундук». После революций русские белые эмигранты «воссоздавали Русь» в местах их изгнания как раз по «псковской школе» - архитектура напоминала о родине, при этом небогатым общинам беженцев было под силу найти средства на строительство таких – внешне скромных и небольших – церквей. Поэтому "псковские" храмы часто встречаются и заграницей.

1
Церковь Успения Богородицы на парижском кладбище Сент Женевьев де Буа

Храм построен архитектором Альбертом Бенуа в 1938-1939 годах и освящён через полтора месяца после начала Второй мировой войны. По внешнему виду, пропорциям, внутреннему устройству – это классический псковских храм: небольшой, кубической формы, с одной главой, возвышающейся над восьмискатной кровлей, барабаном главы и апсидами, украшенными бегунцом и поребриком, повторяющим внутреннее членение храма скромным и благородным декором на стенах и отдельно стоящей двухпролётной звонницей. Так неожиданно псковские черты приобрёл храм, находящийся далеко от русских пределов, под сенью которого покоится цвет Зарубежной России.

Здесь лежат писатели Георгий Иванов, Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Владимир Максимов, Дмитрий Мережковский, Николай Оцуп, Борис Поплавский, Алексей Ремизов, Иван Шмелев. Тут семья Игоря Стравинского, вдова реформатора Петра Столыпина Ольга Борисовна, вдова адмирала Колчака Софья Фёдоровна и их сын Ростислав. Здесь же покоятся религиозные философы и писатели Сергий Булгаков, Василий Зеньковский, Антон Карташев, Николай Лосский, Пётр Струве, музыканты, художники артисты: Николай Кедров, Константин Коровин, Иван Мозжухин, Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Андрей Тарковский, Матильда Кшесинская, Серж Лифарь, Рудольф Нуреев, промышленники и благотворители Рябушинские, князья из Дома Романовых, а также прославленные генералы Николай Головин, Александр Кутепов, Алексей фон Лампе, Зиновий Пешков (Свердлов), Иван Попович-Липовац и Сергей Улагай.

2
Троицкий кафедральный собор

Часто приходится слышать от гостей, с которыми гуляю по городу: «ну до чего тут всё старинное». Да, храмы возрастом шесть-семь веков тут почти что на каждом шагу. Но главный собор Пскова – один из молодых: он построен «всего» в 1699 году. Впрочем, ныне существующий храм – уже четвёртый на этом месте; в основании его конструкции покоятся остатки предыдущих каменных соборов, построенных в XIV и XII веках. А первоначальный храм Святой Троицы, возведённый на этом месте, по преданию, был построен велением Святой Равноапостольной княгини Ольги, происходившей, как известно, из «Выбутской веси близ Пскова».

Троицкий собор всегда был средоточием жизни города. У его стен собиралось псковское вече времён независимости, тут «сажались на стол» призванные вольным городом князья, сюда приезжал судить и казнить смутьянов Грозный царь (и именно тут лежит смиривший его смелой укоризной псковский юродивый Николка Салос). Отсюда снимали и увозили в ссылку вечевой колокол и пскович, автор летописи, писал о том, что он чувствовал: «не знаем, как только глаза не вытекли со слезами и сердце не оторвалось от корня». Здесь лежат мощи святых князей – покровителей города: Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея.

Храм виден практически отовсюду в городе: он возвышается, как на постаменте на высокой скале при слиянии двух рек. Храм окружён со всех сторон мощной крепостной стеной, кажущейся по сравнению с ним небольшой оградой. Пять глав (привет от Страшего Брата – Москвы) крыты золотом и медью: красиво, особенно, когда ночью подсвеченный снизу собор золотом купола сливается с золотом небесных светил. Но прежде, как правило, купола крыли свинцом (после Второй мировой – трофейным немецким дюралюминием с брошенного врагом аэродрома) – и так, кажется, было ещё лучше: светлые серебряные купола таяли в высоком северном небе Псковщины.

3
Церковь Богоявления с Запсковья

Одна из кончанских церквей – церковь Богоявления с Запсковья, «столица» Богоявленского конца. Стройный белокаменных храм и массивная звонница стоят на берегу реки Псковы, создавая единый ансамбль. Храм впервые упоминается в 1397 году, а в нынешних формах, вероятнее всего, возведён в конце XV века. Это классическая псковская церковь во всей чистоте и целостности стиля и школы: кубической формы, одноглавая, со скромным декором, она производит огромное впечатление именно благодаря благородству пропорций. В сущности, это некий «средневековый кубизм», не только здание, но большая скульптура. Эстетический эффект достигается через безупречное сочетание простых форм и объёмов: кубов, цилиндров, параллелепипедов.

В конце 1920-х этот храм увидел, возвращаясь из Москвы (где он строил здание Центросоюза на Мясницкой) великий архитектор ХХ века, «отец конструктивизма» Ле Корбюзье. Спустя годы он создал один из своих главных шедевров – часовню Нотр-Дам-Дю-О в Роншане, о которой говорил, что её формы навеяны увиденным когда-то псковским храмом.

4
Церковь Покрова и Рождества Богородицы От Пролома

Все храмы Пскова имеют имена – не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но исторические названия, связанные с окружающей местностью средневекового города или происшедшим в его богатой истории событием. Эти имена звучат как музыка, немного напоминая знаменитые на весь мир названия знаменитых итальянских храмов. Только там Санта Мария Дель Фьоре и Сан Паоло Дель Латерано – а у нас здесь Успение с Жабьей Лавицы, Никола Со Усохи или Козьма и Дамиан С Примостья.

Покровский От Пролома храм выстроен в месте, где кипела жаркая битва во время решительного штурма Пскова армией славного польского короля Стефана Батория в сентябре 1581 года. Тогда в крепостной стене была пробита брешь (Пролом), в которую устремились лучшие королевские рыцари и наёмники. Но взамен каменной стены выросла живая – из защитников города. Сражение кипело весь день, за оружие взялись не только мужчины, но женщины и дети. В решительный момент захватчики дрогнули и бежали: над схваткой на воздухе и они, и псковичи увидели Богородицу, осеняющую своим Покровом русскую крепость. Единодушно это чудо описывают и польские, и русские источники. На месте страшного сражения, у подножия могучей крепостной башни была возведена церковь, под сенью которой в братской могиле покоятся павшие воины.

Этот небольшой, скромный, камерный храм уникален не только историей и именем: он не похож ни на один другой ни во Пскове, ни где бы то ни было. Он как бы состоит из двух церквей-близнецов, «сросшихся» боками и притворами и соединённых галерейкой и звонницей. Внутри всё соразмерно человеку, при этом нет ни намёка на «человеческое, слишком человеческое»: мощь каменных стен и столпов, объёмы сводов, солнечный свет, проникающий через узкие окна-бойницы в куполах – всё это ясно и уверенно говорит о том, что здесь – Дом Божий и усыпальница героев.

5
Мирожский монастырь

Мирожский монастырь на противоположном берегу реки Великой  – возможно, один из старейших во Пскове и Русской церкви. По некоторым данным, он был основан в первой половине XI века, во времена Ярослава Мудрого. Самая древняя сохранившаяся монастырская постройка - храм Преображения Господня, построенный в первой половине XII века. Это – образец и идеал всего последующего развития псковской архитектуры, церковь, возведённая и расписанная греческими мастерами, приглашёнными святым митрополитом Нифонтом. Храм знаменит в первую очередь уникальными фресками – единственным по сохранности комплексом росписей домонгольского времени, памятником византийской живописи, равного которому почти что и нет в мире (разве что на Сицилии есть что-то подобное). О фресках по загадочным причинам забыли спустя несколько сотен лет после написания, уже в московское время, и они были открыты заново в конце XIX века. С тех пор они многократно реставрировались. Славная традиция монастырского иконописания продолжается и ныне: в монастыре действует иконописная школа и мастерская, созданная и некоторое время возглавлявшаяся знаменитым мастером, архимандритом Зиноном (Теодором).

6
Церковь Рождества Иоанна Предтечи бывшего Ивановского монастыря

Если современный пятиглавый «поздний» Троицкий собор 1699 года – «подарок от Москвы», то эта церковь, выстроенная в начале XII века – «привет от Новгорода». В то время Псков входил в состав новгородских земель, и храм – памятник той эпохе, прекрасный образец новгородской школы: трёхнефный, приземистый, крытый по закомарам, с тремя шлемовидными куполами.

Некогда здесь находился женский монастырь, куда удалялись монашествовать вдовы псковских князей. Из XIII века, эпохи Александра Невского дошла до нас история святой княгини Ефросинии Рогволодовны, в иночестве Евпраксии, ставшей вдовой-монахиней при живом муже – князе Ярославе Владимировиче, отступнике, ушедшем к немецким рыцарям, принявшем там новое имя и веру. Спустя много лет она была выманена в ливонский замок и умерщвлена там сыном бывшего мужа-предателя от новой жены. Мрачная готическая история дополняется трагическими воспоминаниями ХХ века: по рассказам старожилов, в храме в 20-30 годы был устроен гараж НКВД, в котором, как говорят, производились расстрелы невинных людей.

Но светлая сторона сильнее: в храме под спудом почивают десятки мощей святых преподобных настоятельниц монастыря, а стены и иконостас расписаны отцом Андреем (Давыдовым) – одним из самых необычных и талантливых иконописцев современной Русской церкви.

7
Часовня Воскресения Христова (Царская)

Храм построен в начале нынешнего века, находится на привокзальной площади Пскова, рядом с тем местом, где в марте 1917 года стоял императорский поезд, где последний русский Государь «во имя спасения России, удержания армии и общего спокойствия» принял решение об отречении от Престола Государства Всероссийского, где были записаны им в дневник пророческие слова «кругом измена, и трусость, и обман».

Часовня, увековечившая это событие, построена по проекту архитектора Сергея Кондратьева в 2003 году и была освящена в 85-ю годовщину убийства царской семьи. Автор сознательно отказался от всяких попыток стилизации древней псковской церкви в пользу использования мотивов, сближающих облик часовни с архитектурой вокзала, на перроне которого произошли трагические события отречения и барочными формами Царского Села, куда так стремился Государь Император в марте 1917. Купол покрыт медью, главка и крест выполнены из специального сплава, изготовленного на одном из оборонных заводов Урала, где погибла Императорская Семья.

На закладной доске апсиды – надпись:

«Господи, прими наше покаяние
И утверди на пути воскресения
Родной России и её народа
В духовной силе и правде»

Юрий Стрекаловский