01/10/13
7 жизней Василия Шукшина

2 октября 1974 года не стало Василия Шукшина. Широкой души был человек. Рубаха-парень, мужик  и великий провидец.  Его души хватило бы на дюжину жизней с верными правилами, как не протомиться, а прожить каждую со вкусом. 7 жизней Василия Шукшина.

1
Душа

«Душа нараспашку» - шукшинская аксиома. Аксиому не разрушил советский строй, не расшатывали жизненные обстоятельства и пристрастия. Скорее, наоборот, от нее, от ее наличия, проистекало все. С оглядкой на душу литературные герои Шукшина воровали, дрались, пили... Жили, одним словом. Шукшин жил ее силами, ее требованиями. Всегда делился деньгами – не мог иначе, много, крепко любил, бороздил поля и моря, погружался в литературу и кино. «Многострадальная душа» молчать не смела. Шукшин покоя не знал, «шагал по жизни решительно и упрямо», по походке его узнавали друзья и близкие. «Ничего, ничего, вот посмотрите: душа - это и будет сюжет!».

2
Литература

Шукшин перепробовал себя в огромном количестве профессий. Писательский талант и возможность говорить с читателем  были его наградой. Воспитанный на крестьянской земле, расставшийся с коровой, кормилицей всей семьи, ради Москвы, Шукшин опубликовал свой первый рассказ «Двое на телеге» в 1958 году. И полетела литература – рассказы, романы и снова рассказы – о русских людях с русской душой, бытовавших где-то на периферии. Какой-то извечной  – то деревни и города, то культуры и строя, то счастья и несчастья. Критики хвалили, знакомые восхищались талантом, а Шукшин все говорил, словно отвечая на просьбу деревенского пасечника из рассказа «Двое на телеге»: «На нас не надо обижаться… Нам лучше разъяснить лишний раз…».

3
Кино

Кино он боготворил, ради кино покинул деревенскую родину, размышлениям о нем посвятил уйму страниц, о нем мог спорить с иерархами киноискусства и народом. Предпочтений в оппонентах у Шукшина не было – два часа в участке среди милиционеров, пара минут у машины с режиссером Герасимовым… Нравилась ли Шукшину роль проповедника? По-своему. Говорить о кино позволяли, творить - не всегда.  Режиссерских работ немного, «Степан Разин», о котором вдохновенно мечталось, снят не был. Но задумываясь о том, смог ли Шукшин обуздать киностихию, понимаешь – смог. Рассказал-таки о русском мужике с живой душой в «Калине красной». О себе, не иначе.

4
Любовь

Широк был Шукшин и в любви. И тайна его любви не в количестве обсуждаемых романов, не в этикетном отношении к женщине. Тайна в самой жизни и той роли, которую играла в ней женщина. Русский герой с мятежной душой, Шукшин не знал покоя, женщина была пристанищем, отдушиной ради которой стоило остановиться. Любовь мерила долгие отлучки и короткие побывки, женщина заставляла Шукшина с грустью размышлять о необходимости вечно уходить, а не возвращаться.  Любовь к женщине вдохновляла на поступки или сбрасывала в преисподнюю, но никогда не была лишь развлечением. Этому научила Шукшина мать, простая, полуграмотная женщина, потерявшая двух мужей, готовая отказаться от благополучия ради сына. Воспоминания о матери он сохранил навсегда  и все размышлял - отчего же воспоминаний этих так мало, но только они столь пронзительно радуют душу.

5
Алкоголь

Не будет печальной истории о творческих муках и тихом алкоголизме. Герои шукшинских рассказов вслед за автором пьют не от несчастья, а для души. Такое здоровое отношение к алкоголю – выпить не от горести, а от радости. Знать бы меру.

6
Деревня

Вот она - родина, лейтмотив и первопричина творчества Шукшина. Та, которую оставил, та, о которой мечтал. В шестидесятые Шукшин опубликовал рассказ, несколько страниц душевной боли - «Выбираю деревню на жительство» - в очередной раз о ком-то, но о себе. Главного героя рассказа Кузнецова Николая Григорьевича в начале тридцатых из деревни увела «великая сила». В городе Николай обзавелся хитрецой, семьей и складом, так и жил. Вот только была у него «одна странность» - каждую субботу Кузнецов садился в трамвай и ехал на вокзал. Здесь простаивал он долгие часы в разговорах с деревенскими мужиками – обсуждались хамство горожан, избы, коровы, каждая мелочь, каждый полутон деревенского быта. Выговорившись, Николай Григорьевич отправлялся домой до следующей субботы, следующего крика души: «Ведь почему и уехать-то хочу!.. Вот потому и хочу-то - терпенья больше нет никакого. Ты думаешь, я плохо живу?! Я живу, дай бог каждому! У меня двухкомнатная секция, мы только двое со старухой... Но - невмоготу больше! Душу всю выворачивает такая жизнь!».

7
Жизнь после смерти

Смерть Шукшина – грустная легенда с поиском причин и объяснений. Так выражается наша любовь, не умея принять внезапный уход дорогого человека, мы ищем объяснений.  Шукшин, человек широкой души, человек, который «бесконечно мотался вдоль и поперек нашего государства», боялся ли он смерти? Нет, смерть была курьезной неожиданностью, а широты души хватало, чтобы не только встретить ее, но и предчувствовать. За два дня до, стоя в гримерке, Шукшин рисовал на пустой сигаретной коробке дождь, горы и облака. Такой Шукшин видел смерть. И после смерти Шукшин продолжает жить. В своих фильмах, которые люди смотрят и пересматривают, в своих книгах, которые и радуют, и заставляют крепко задуматься. Сам образ, который создал Шукшин в жизни и творчестве, дает ориентир русскому человеку, не дает опустить руки, а жить, верить, любить.

Наталия Савенкова

Антисистема Василия Шукшина