06/08/15

Архстояние 2015. "Каждый человек-художник"

31- июля - 2 августа прошел ставший уже традиционным 10-й Международный фестиваль ландшафтных объектов Архстояние.

Откуда есть пошло Архстояние

«Архстояние» - проект, выросший из инициативы художников Николая Полисского и Василия Щетинина, поселившихся 15 лет назад в Калужской области, в деревне Никола-Ленивец и начавших активно привлекать жителей деревни к сотворчеству. Идея создания ландшафтных объектов из экологичных материалов привлекла многих художников и архитекторов.

Архстояние развивалось стремительно практически с самого начала, буквально в первые годы возникновения приобретя международный контекст: звезды мировой архитектуры трудились на просторах Калужской области, наряду с современными художниками, сооружая объекты, порой,  находящиеся на грани между архитектурой и искусством.

При этом зрительская аудитория сперва была сугубо профессиональной: архитекторы, художники, критики. Но и аудитория, благодаря грамотному пиару, постепенно и неуклонно расширялась, что не могло не перерасти в какой-то момент к относительной коммерциализации фестиваля.

Финансы и леса

Проект финансировался и из государственного бюджета, и из регионального (получил грант от Калужской области как проект года), но основные средства были, конечно, как это часто бывает с культурными инициативами, из частных фондов. Ничего удивительного, что в какой-то момент, у основного спонсора возникло желание капитализировать набирающий популярность фестиваль: территория была выкуплена и постепенно стала обрастать инфраструктурой.

Многочисленные кафе, кемпинги, хостелы и вполне комфортабельные гостевые домики возникали быстрее, чем ландшафтные объекты.

К сожалению, в результате кризиса, спонсор столкнулся с финансовыми проблемами: команда фестиваля трудилась практически бесплатно в течение полугода, проведение Архстояния 2015 долгое время оставалось под большим вопросом и, в результате, было организовано на собственные средства участников.

Звизжи 2015

Отчасти из-за разногласий со спонсором, отчасти по иным причинам, фестиваль было решено провести в соседней с Николо-Ленивцем деревне Звизжи, до этого находившейся несколько обособленно от проходящей под боком архитектурно-художественной ежегодной активности.

Посетители Архстояния до этого знали Звизжи разве что по деревенскому магазину, куда заглядывали за водой и мороженым, да семейному кафе «Картошкино».

В этом году все было иначе. Основные объекты разместились на территории Звизжей. Их немного, но каждый так или иначе сильно связан с внутренней жизнью деревни: объект «Сельпо» Николая Полисского построен на руинах бывшего сельпо, «Бельведер Звижский» Алексея Козыря заменил старую автобусную остановку – место сбора деревенской молодежи, архитектурное бюро Архпойнт поработала с Домом Культуры, а Сергей Чобан установил прямо в центре  картофельного поля Музей Сельского Труда – колонну с помещенными внутри нее орудиями труда, найденными в самих Звизжах, а также других окрестных деревнях.

«Каждый человек – художник»

Но главное достижение и, безусловно, успех фестиваля – это, конечно, сотрудничество фестиваля с жителями Звизжей. Архстояние, когда-то начавшееся с коллаборации художников с обитателями Николо-Ленивца, и  включения их в творческий процесс, обратилось к углублению и усугублению этой партисипативной практики, и распространению ее на соседнюю деревню Звизжи, в трудное для фестиваля время.

То, что началось как результат финансовых затруднений, стало большой удачей: фестиваль в этом году приобрел небывалый социальный контекст и многомерность.

Каждый из объектов, так или иначе, включается во взаимодействие с населением Звизжей. Но, помимо объектов, в рамках фестиваля были проведены многочисленные воркшопы для детей в Доме Культуры, а также массовая ярмарка на главной улице деревни.

Примечательно, что часть жителей до последнего протестовавших против проведения фестиваля, отказывавшихся участвовать в ярмарке и попросту не принимая новомодные инициативы высоколобых кураторов, в конце-концов, благодаря усилиям организаторов, согласились принять участие в происходящем  - буквально за месяц, до открытия фестиваля, и, к собственному удивлению, убедились, что «выход в люди» может быть и интересен, и полезен в первую очередь им же самим.

Что дальше?

«Что же будет с фестивалем?», - задаются вопросом и зрители, полюбившие Архстояние, и художники, и жители Николо-Ленивца и Звизжей. Пока ответить на этот вопрос не берутся даже вдохновители и организаторы уникального ландшафтного парка, соединяющего природу и современное искусство, художников, и сельских жителей, хипстеров, и ребят в спортивных костюмах.

Пока можно сказать, что в следующем году фестиваль, очевиднее всего,  возьмет тайм-аут, так что новых проектов лучше не ждать.

Однако парк, наполненный объектами, продолжает привлекать туристов в течение всего года, причем многие говорят, ехать в Николо-Ленивец лучше не во время фестиваля: созерцать лэнд-арт и архитектурные объекты лучше не в фестивальной толпе, а в компании немногочисленных друзей.

Фото: Светлана Исаева