Значимость боевой авиации и войны в воздухе была доказана историей всех конфликтов XX века. Победа в небе стала важнейшим фактором, определяющим итог войны.
Пока «великие державы» наращивали свое вооружение, проводили военные реформы и готовились к мировой войне, другие европейские страны участвовали в «малых войнах», решая свои локальные задачи. Объединенная Италия и независимая Болгария, два молодых государства, история которых на тот момент насчитывала всего полстолетия, стремились занять достойное место в системе международных отношений. Именно они стали пионерами военной авиации, впервые испытав всю её силу, в первую очередь – психологическую, на Османской империи.
Первой аэропланной флотилией Италии, воевавшей в Ливии на севере Африки, командовал Карло Мария Пиацца. Она состояла всего из 9 самолетов и 11 пилотов. Именно Пиацца был удостоен права впервые в истории использовать свой самолет «Блерио XI» в военных целях, совершив полет во время сражения 2 октября 1911 года. Через три дня он записал: «В этом сражении, впервые в военной истории, авиаторы приняли участие в операциях: они кружили над войсками на высоте 1,800 футов, снижались, чтобы передать информацию о смене врагом позиций, своевременными советами помогали артиллерии достичь более смертоносного эффекта».
А в марте 1912 года Пиацца стал первым, кто использовал разведывательную аэрофотосъемку, фотографируя со своего воздушного судна позиции турецкой армии. Первым же бомбометателем стал Джулио Гавотти, 1 ноября 1911 года сбросивший четыре гранаты на турецко-арабские позиции у Айн-Зары. Всего за период итало-турецкой войны было совершено более 700 вылетов.
В Болгарии авиация стала формироваться под влиянием успеха итальянцев в итало-турецкой войне. В Первой Балканской войне болгарская авиация, состоящая частично из наемных иностранных летчиков, выполняла поначалу разведывательные функции. Но после первой же бомбардировки 14 ноября 1912 года турки подписали перемирие. В это время из России были привезены первые авиационные бомбы конструкции инженера Гелгара, весившие от 0,250 до 1, 5 кг. Каждый разведывательный полет стал сопровождаться теперь бомбардировкой различных объектов. Всего за период войны на 20 самолетах было совершено 76 боевых вылетов.
На начальном этапе Первой мировой войны летчики использовали в воздушных боях личное оружие и гранаты. К началу 1915 года превосходство в воздухе получили государства Антанты, сумевшие установить на борт своих самолетов пулеметы. Началась самая настоящая гонка воздушных вооружений. Апогея она достигла к началу 1917 года, когда в свой воздушный парк Германия ввела новые истребители-бипланы Albatros D.II и Albatros D.III. Новое поколение истребителей Антанты SE.5, Sopwith Camel, SPAD S.XIII ещё не успело вступить в строй, поэтому немцы доминировали в небе.
Кульминацией воздушного противостояния стал период, вошедший в историю под названием «Кровавый апрель». Германской авиации удалось за этот месяц уничтожить 275 самолетов Британской империи (всего в распоряжении Королевского летного корпуса на тот момент находилось 365 самолетов). Особо отличилась немецкая эскадрилья под командованием Манфреда фон Рихтгофена. Своего «альбатроса», на котором только в одном апреле Рихтогофен сбил 20 британских самолетов, он выкрасил в красный цвет, получив прозвище «Красный барон». К концу войны на его счету было уже 80 сбитых самолетов противника – лучший результат всей военной кампании.
Авиационное наступление на Британию, начавшееся 10 августа 1940, представлялось германскому командованию как прелюдия перед крупномасштабным десантом на остров в рамках операции «Морской лев».
Были задействованы 2-й и 3-й воздушные флоты под командованием фельдмаршалов Кессельринга и Шперля, базировавшиеся на севере Франции. Они насчитывали 875 обычных и 316 пикирующих бомбардировщиков, 929 истребителей Ме-109 и Ме-110. Численность же английской истребительной авиации составляла всего около 650 самолетов, но министру авиационной промышленности Великобритании лорду Бивербруку удалось добиться увеличения численности только за лето в 2,5 раза.
Всего же за 1940 год Англия выпустила 4283 истребителя. Для сравнения, Германия за этот же срок - всего 300 истребителей. Главной целью немецких налетов были морские базы, аэродромы, авиационные заводы и другие стратегические объекты. В сентябре 1940 года министр авиации Геринг был уверен, что он уже практически добился поставленной цели – сокрушения мощи английской истребительной авиации и уничтожения основных баз на юго-востоке Британии.
7 сентября почти 1000 немецких самолетов начали бомбардировку Лондона, отказавшись практически от всех других своих стратегических целей. Это позволило восстановить британский воздушный флот и отразить удар неприятеля. Гитлеру пришлось отказаться от операции «Морской лев» и обратить внимание на Восток. По разным подсчетам немцы потеряли в ходе битвы от 1733 до 1887 самолетов, англичане – от 915 до 1547 воздушных судов.
Воздушная война между Северным Вьетнамом и США началась 5 августа 1964 года. Президент США Линдон Джонсон приказал нанести авиационные удары по базам северовьетнамских торпедных катеров и по нефтехранилищу. Причиной начала конфликта стала атака вьетнамскими катерами американского эсминца «Мэддокс», находившегося якобы в нейтральных водах.
Крупномасштабная американская операция, получившая название «Раскаты грома», началась только в феврале 1965 года. Около 330 американских самолетов разместились на военно-воздушных базах Таиланда и Южного Вьетнама, кроме того более 200 истребителей и палубных штурмовиков на двух авианосных группировках.
Ключевым американским воздушным орудием стал истребитель F-4 «Фантом». В воздухе им противостояли всего 40-60 вьетнамских самолетов, в большинстве своем модели J-5 (МиГ-17 китайского производства). Американская авиация чувствовала себя во вьетнамском небе довольно спокойно, пока в дело не вступили МиГ-21 и не стали использоваться зенитные ракетные комплексы С-75 «Двина» и С-125 «Нева».
Только за период с 7 февраля 1965 года по 7 февраля 1966 года было сбито около 460 самолетов ВВС США. В 1968 году руководство США приняло решение прекратить бомбардировки Северного Вьетнама, но через три года снова возобновило. Только в 1973 году американские войска окончательно покинули Вьетнам. Всего же за время воздушной войны (1964-1973 гг.) США потеряли 3374 самолета, Вьетнам же – около 200 самолетов, участвовавших в воздушных боях. Война в Северном Вьетнаме, закончившаяся фактическим поражением США, вошла в историю как самое крупное воздушное столкновение в послевоенный период.
«Бурю в пустыне» можно по праву назвать эталонной воздушной войной современности. Международная коалиция из 44 государств во главе с США должна была защитить страны Персидского залива от иракской агрессии и отбросить войска Саддама Хусейна из Кувейта. Коалиции понадобилось всего 43 дня, за которые 2600 самолетов, совершив более 116 тысяч боевых вылетов, выполнили поставленную задачу.
Вместе с ними в небе над Ираком действовали около 2 тысяч боевых вертолетов. До сих пор неизвестно точное количество военно-воздушных сил, задействованных Ираком в этой войне. По разным оценкам, к началу войны в распоряжении Саддама Хуссейна было около 700-800 самолетов и почти 500 вертолетов. По оценкам специалистов, соотношение по боевым самолетам было в пользу многонациональной коалиции – 13:1. По боевым вертолетам ещё более внушительное – 16:1. Итог войны был заранее предопределен.
Военное руководство США смогло за счет войны в Персидском заливе проверить в действии свои новейшие вооружения – истребитель-бомбардировщик F-117A, крылатые ракеты Томагавк и т.д. Иракская ПВО оказалась небоеспособной, отвечая лишь ракетными ударами по Саудовской Аравии и Израилю. Коалиция добилась поставленной задачи, освободив Кувейт и ликвидировав угрозу со стороны Ирака, уничтожив до 85% промышленных предприятий страны и выведя из эксплуатации до 93% нефтяных скважин. Но отношения между Ираком и остальным миром вступили в период продолжительного кризиса.