Бруно Суткус- входил в тройку лучших снайперов вермахта. Его называли «охотником на красных комиссаров». На счету снайпера числилось 209 подтвержденных убийств. По окончанию войны он попал в советский плен, однако, по воле случая, не был расстрелян.
Происхождение снайпера
Бруно Суткус родился в городе Танненвальде в 1924 году. Его отец был литовцем, что некоторым образом усложняло получение сыном немецкого гражданства. Несмотря на это обстоятельство будущий снайпер без проблем стал членом «Гитлерюгенда» . Уже тогда, на уроках военной подготовки, проявились его способности к стрелковому делу. В 1941 году Бруно Суткус смог получить « национальный статус немца», а в 1943 году он был призван в армию. Навыки стрельбы, оточенные подготовкой в «Гитлерюгеде» и штурмовых отрядах, сразу выделяют Суткуса на фоне других бойцов. Результатом его успехов становится рекомендация командования и направление в снайперскую школу Вильнюса. Полугодовая тренировка под руководством опытных инструкторов превращают Суткуса в первоклассного снайпера.
На полях боя
К концу 1944 года на счету Бруно Суткуса уже около 70 убитых офицеров и снайперов. В военных хрониках его называют «охотником на красных комиссаров», а его победы отмечаются высокими наградами. К концу войны, успешные вылазки и снайперские дуэли доводят его боевой счет до 209 целей. За высокие заслуги Бруно Суткус был награжден редким знаком- золотой нашивкой немецкого снайпера. Уже в конце войны, понимая, что он может стать желанным трофеем, Суткус избавляется от всех знаков отличия и попадает в плен к Американцам. После недолгого пребывания в плену, он отправляется к родственникам, в Лейпциг. Подкупив местных контрразведчиков он получает фальшивые справки , и после фильтрационных лагерей направляется в Литву. В коммунистической Литве бывший снайпер смог продержаться до 1949 года, именно тогда его жена была признана неблагонадежной и подлежала ссылке в Сибирь , вместе с ней отправился и Бруно Суткус.
После войны
Уже в Сибири Суктус попал под плотное внимание органов госбезопасности. Роковой случай произошел в феврале 1956 года, когда Суктус был вызван в райцентр. Офицеры ГБ предъявили фотографии бывшего снайпера с его церемонии награждения, Суктус был раскрыт. По странному стечению обстоятельств он не был расстрелян, более того – никаких карательных мер применено не было. Бруно Суктус устроился работать на угольную шахту, а через год внезапно получил советский паспорт.
В 1969 году Борис Антонович ( так Суткус был записан в советских документах) был проездом в Москве. Пытаясь дать ход своему плану- вернуться в Германию, он сумел передать письмо , с просьбой о гражданстве, в посольство ФРГ. Через несколько дней его ждала встреча с представителями КГБ и крах надежд о выезде на родину. Бруно Суткус смог вернуться в Германию лишь в 1991 году.
Правовых оснований для расстрела не было никаких — он солдат и просто хорошо выполнял свою боевую работу.
Военных преступлений не совершал, в концлагерях не служил.
Стрелял в советских солдат, они стреляли в него. Война как война.
Но, если бы попался сразу после войны — расстреляли бы сразу, безо всяких оснований.
Самое смешное, его успели в Литве забрить в Советскую армию.
Он подумал, что это вообще какой-то феерический пц, и выпрыгнул из вагона. Получил пулю в спину.
В тот момент было все равно застрелят или нет — пройти всю войну, а воевали они по полной программе, чтобы служить с теми, в кого стрелял? Чувак был принципиальный и сбежал.
Отлеживался на хуторе с дыркой в спине.
Описание жизни в Сибири он дает жесткое. Особенно после массовых освобождений уголовников. Оказывается проигравшиеся в карты уголовники чтобы отыграться ставили на кон чужую жизнь. При нем в очереди за хлебом зарезали молодую девушку — урка проиграл в карты и должен был пойти и убить последнего кто стоял в очереди — никто из кучи народа не попытался задержать уголовников. Милиционеров в городе было всего 4 на несколько тысяч жителей и они за свою-то жизнь опасались.
В общем, почитайте его книгу, кому интересно.