22/09/16

Чем царь Михаил Федорович был обязан англичанам

22 июля исполняется 420 лет со дня рождения царя Михаила Федоровича, первого государя из Романовых. Есть конспирологическая теория, что своему воцарению Михаил обязан англичанам. Англия влияла на политику и даже личную жизнь первого из Романовых, Михаила Фёдоровича.

Московская компания

С 1555 года английская «Московская компания» обладала исключительными правами на торговлю в России. Иван Грозный разрешил англичанам торговать свободно и беспошлинно, оптом и в розницу, и даже строить собственные дворы в Вологде и Холмогорах.
Михаил Фёдорович восстановил после Смуты отношения с «Московской компанией» и хотя урезал свободу действий английских купцов, всё же поставил их в льготные условия не только с прочими иностранцами, но и с представителями российского «крупного бизнеса».

Переписка

Начавшись с Ивана Грозного и королевы Елизаветы, между правителями Московии и Англии завязалась довольно активная переписка. И наиболее интенсивно она велась именно при царе Михаиле: в среднем за год стороны посылали друг другу по два письма. Причём английские короли писали не только российскому государю, но и его отцу, патриарху Филарету. А в один лишь 1621 год Михаилом было отправлено 8 писем своему заморскому коллеге Якову. Правители даже договаривались о некоей «лиге» - торговом и политическом союзе, который, возможно, мог бы состояться, если бы не смерть английского монарха в 1625-м.

Столбовский мир

Особую роль сыграли англичане в избавлении русского севера от шведской экспансии. В 1617 году в деревушке Столбово под Тихвином навряд ли был бы заключён мир между двумя державами, если бы не посредничество английского посланника. Он несколько раз уговаривал шведов остаться, когда переговоры заходили в тупик и те собирались уезжать восвояси. Шведы хотели получить все захваченные в Смуту земли – вместе с Новгородом. Русские требовали всё вернуть. В итоге был достигнут компромисс, на тот момент приемлемый для обеих сторон: Швеция получила прибалтийские города, отрезав Москву от выхода к морю, а в придачу почти тонну серебра; Россия вернула Новгород и сосредоточилась на войне с Польшей. Представитель Англии был щедро награждён царём: среди прочего ему была пожалована шуба с царского плеча: редкая, исключительная для иностранца честь. Звали дипломата Джон Меррик.

Сэр Джон Меррик

Меррик участвовал в переговорах не ради шубы: ему нужно было добиться для англичан льготного права ездить через Россию в Персию и торговать там. Несмотря на все заслуги англичанина, в главной просьбе ему было мягко отказано: торговля с Персией после Смуты стала одним из главных источников прибыли для русских купцов, а потому пускать иностранцев к Каспийскому морю было невыгодно. Тем не менее, Меррику удалось выговорить согласие русского царя на поиск англичанами пути в Китай, на расследование месторождений железной руды в Вологодчине, на посев льна и экспорт алебастра. Эти соглашения привели в Россию десятки английских специалистов. Один из них, инженер Бульмерр, который «своим ремеслом и разумом знает и умеет находить руду золотую и серебряную и медную и дорогое каменье и места такие знает достаточно», был приглашён на государственную службу. Англичане занимали различные посты в Московском государстве.

Часы

Одним из таких мастеров на царской службе был шотландский механик и архитектор Христофор Галовей. Михаил Фёдорович любил часы, на торжественных приёмах перед ним всегда ставили не меньше двух часов, чтобы царь слушал спокойный размеренный ход. А Галовей умел часы делать. Говорят, что он даже изобрёл часы, в которых двигались не стрелки, а циферблат. «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно», - говорил изобретатель.

Артур Ди

Другой англичанин при царе, куда более влиятельный – главный лейб-медик Кремля Артур Ди. Этот человек жил в большом доме у Ильинских ворот, получал жалование, равное боярскому, а за это лечил царя. Также он набирал фармацевтов, экзаменовал молодых врачей – был, по сути, главным доктором страны. Более того, в 1626 году Михаил Фёдорович посылал его в Лондон «исполнить Наши повеления и посетить своих родных», как говорится в послании царя королю Англии Карлу.
Есть гипотеза, что Артур Ди был агентом британской разведки. Он интересовался в Москве не только делами Аптекарского приказа, но политикой, экономикой, геологией, промышленностью страны. Важно, что его отец, Джон Ди, которого в своё время Борис Годунов также приглашал в Москву, был алхимиком, но – что куда важнее – считается основателем МИ6. Вряд ли сын шпиона, проживший 14 лет в России, не был шпионом, считают сторонники данной гипотезы.

Отравления

Есть версия о том, что британские медики, появившиеся на Руси, как и британские купцы, в середине XVI века, планомерно травили русских царей. И жертвой Ди и его приспешников стал Михаил Фёдорович, который в начале правления был здоровым и сильным молодым человеком, а после тридцати лет стал чахнуть, страдать меланхолией, всё хуже себя чувствовать – и, в конце концов, умер в возрасте 49 лет «от многого сиденья, от холодных напитков и от меланхолии, сиречь кручины». Считается, что царя долгие годы отравляли ртутью: симптомы его болезни будто бы похожи на симптомы болезни «сумасшедшего шляпника». Теперь она называется болезнью Минамата и появляется вследствие отравления парами ртути.
Более того, травили и царских невест: сначала Марию Хлопову, которая выжила, но так и не стала царицей, затем Марию Долгорукую, заболевшую через несколько дней после свадьбы. Так, возможно, англичане оказывали незаметное влияние не только на политику российского государства, но и на жизнь самого Михаила Фёдоровича.