30/09/18
Чем пахан отличается от вора в законе

По воровскому кодексу, у пахана был самостоятельный статус в воровском мире, до определенного времени достаточно расплывчатый, вариативный по своей значимости. Воровские понятия подразумевают четкую дифференциацию в этом смысле, касающуюся паханов и воров в законе, из которой следует, что те и другие – не суть одно и то же.

Что об этом говорилось на заре зарождения воровского кодекса

Согласно ведомственному словарю НКВД («не подлежащему оглашению») «Словарь жаргона преступников («блатная музыка»), составленному российским (и советским) криминалистом Сергеем Потаповым (1925 год), «пахан — хозяин; отец, начальник угрозыска; муж, содержатель притона».

Этот словарь дает достаточно общую (с точки зрения воровского кодекса, недопустимо обобщающую) характеристику преступного авторитета: воры в классификации своего «элемента» никогда не смешивают «ментов» и «правильных» кентов. Примечательно, что в этом, к слову, достаточно подробном, словаре «блатной музыки» нет упоминания о таком термине как «вор в законе», хотя о всякой «шушере» пишется подробно, до мельчайших деталей. Это может означать только одно: в 1925 году в СССР пока еще не существовало подобного воровского статуса.

Как появились паханы

Судя по исследованию украинского журналиста и публициста Александра Кучинского (зарублен насмерть топором вместе с женой в 2014 году; преступник найден, убийство было совершено с целью ограбления), результаты которого он приводит в своей книге «Преступники и преступления. Законы преступного мира. Паханы, авторитеты, воры в законе», до начала ХХ века преступная иерархия российского воровского мира еще не была сформирована – ее дифференциация началась, в сущности, только с утверждением советской власти. Кучинский, разбираясь в воровской иерархии советских времен, написал свыше десятка книг.

Если верить данным Кучинского, то воры в законе в привычном современном понимании – это продукт 30-х годов ХХ века, сталинского ГУЛАГа, – именно там зародился воровской закон, и пращуры «законников» – это именно паханы. Согласно классификации, приводимой в книге Кучинского, лагерная иерархия в ГУЛАГе начиналась как раз с паханов. Только паханы могли в условиях лагеря игнорировать наряды на работу, с ними считалось лагерное начальство, поскольку они «держали зону». Паханы чинили «разборы», устраняя беспредел на «подведомственной» территории, одновременно укрепляя свое влияние в местах заключения, собирая дань с вновь прибывших осужденных.

Главари блатных

Самоорганизация нового сообщества под названием «воры в законе», по мнению большинства исследователей этой темы, произошла именно в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века. Кандидат экономических наук юридического института МВД России Юрий Латов, опираясь на архивные данные, писал, что воры в законе – это паханы-верховодники блатных, принявшие в определенное время своеобразный «воровской кодекс чести» (воровской закон).

Нет ни одного сколь-нибудь достоверного источника, который бы со всей определенностью утверждал, когда конкретно и где это принципиально важное преобразование произошло. Однако семантический «водораздел» между паханами и ворами в законе во временном отношении можно провести, отталкиваясь от периода начала Великой Отечественной войны – именно Вторая мировая поделила «законников» на «правильных» (не пошедших на сотрудничество с властью) и сук – воров в законе, согласившихся воевать на фронтах той войны и затем за совершение преступлений вновь оказавшихся в советских лагерях. Данная дилемма в конце 40-х годов породила так называемые «сучьи войны», описанные в произведениях Варлаама Шаламова, Александра Солженицыны – всемирно известных русских писателей, узников ГУЛАГа, ставших очевидцами этих явлений.

Один из принципиальных пунктов негласного воровского кодекса гласит: никаких контактов с официальной властью (служба в армии тоже запрещается). «Ссученные» воры воевали, что изначально претило воровскому кодексу.

По воровским понятиям, именно с 40-х годов ХХ века в российском преступном мире из обихода вышло такое понятие как «пахан» – оно было заменено «вором в законе»: эти авторитеты в данной среде стали главенствовать, руководствуясь тем самым воровским законом с рядом условностей – «законник» не должен был работать (в том числе, и в МЛС); его задача – присматривать за преступниками на «подведомственной» территории; вор в законе прямо не участвует в совершении преступлений, но живет за счет выручки от них, либо на средства «общака». У воров в законе имелись и другие ограничения – к примеру, они не должны были иметь семьи.

У паханов такой строгой субординации, регламентированной общепринятыми в данной среде правилами, изначально не существовало, она появилась только с введением «института» воров в законе, который формально действует до сих пор.