Википедия

Что будет, если РПЦ разорвет все отношения с Константинополем

Ситуация вокруг автокефалии Украинской православной церкви становится все более наряженной. В РПЦ заявили, что в случае выхода УПЦ из-под Московского патриархата они готовы разорвать все связи с Константинополем.
Признание УПЦ автокефальной – вопрос фактически решенный. В Константинополе считают, что именно они представляют собой центр Вселенского православия, и у РПЦ нет полномочий вмешиваться в решения патриарха Варфоломея. Кроме того, Константинопольский патриархат выражает мнение, что украинские земли лишь на временных основаниях принадлежали РПЦ, а поэтому независимость Украинской церкви более чем законна.

В Москве разумеется категорически с этим не согласны, предупреждая и Константинополь, и Киев о том, что это может привести к расколу в православном мире. 14 сентября в Даниловском монастыре состоялось экстренное заседание Священного Синода Московского патриархата, на котором были приняты три важных решения. Первое, патриарх Кирилл отныне не будет поминать в литургии имя Варфоломея; второе, прекращаются совместные службы и межцерковные собрания с участием представителей обоих Патриархатов; третье, украинский вопрос будет вынесен на всеправославное обсуждение, на котором свой вердикт озвучат предстоятели всех 15 поместных церквей.
Протодиакон РПЦ Андрей Кураев* высказал свою точку зрения на итоги заседания Синода. По его мнению, обрывая контакты с Константинополем, РПЦ сама становится на путь раскольничества: «Мы перешли на язык войны… Какое тут каноническое право». Кураев отмечает, что священник, который отказывается служить с греческим клириком без доказательства ереси последнего, подлежит лишению сана.

Кураев также считает, что РПЦ, вступая на тропу войны с Константинопольским патриархатом, по сути дает ему все основания для того, чтобы вычеркнуть нас из канонического пространства. С его слов, прекратить евхаристический общение – это все равно, что «разорвать Христа». «Это похоже на 1054-й» (год, когда произошло разделения Церкви на католическую и православную).
Позицию Московского патриархата Кураев сравнивает с самострелом, который бьет не по Киеву или Константинополю, а по нашей стране. Нагнетание «военно-мобилизационной истерии» и «рытье по периметру окопов» не сулит для будущего России ничего хорошего, – заключает Кураев.
Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков более взвешено оценивает сложившуюся ситуацию, делая акцент на том, что решительные шаги со стороны РПЦ вынужденные: «Прерывание евхаристический отношений – это не просто дипломатический шаг, не некий жест по подобию тех, которые употребляют политики в своём диалоге. Это серьезнейшая церковная трагедия».
Украинская православная церковь Киевского патриархата, как и следовало ожидать, отнеслась негативно к решению РПЦ прекратить «молитвенное общение» с Варфоломеем. Там отмечают, что такой радиальный шаг может быть оправдан лишь нарушениями богословского характера, чего в случае с Константинопольским патриархом, по их мнению, нет. Более того, в пресс-службе УПЦ КП отмечают, что именно действия Московского патриархата подрывают православие, так как «под видом священнодействия у них закрадывается надменность светской власти».
Представители РПЦ пока воздерживаются от ответа на вопрос, какой конкретно реакции следует ожидать от Московского патриархата на решение Константинополя придать УПЦ статус автокефалии.

Ясно одно, тон прогнозов крайне пессимистический. Глава отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион лишь отмечает, что в Русской церкви эту автокефалию не примут.
Из высказываний Илариона можно заключить, что отныне русское священство, а вместе с ним и половина трехсотмиллионного православного мира не будет считать Константинопольского патриарха главой Вселенской православной церкви.
Вероятнее всего, РПЦ в конфликте с Константинополем поддержит Иерусалимская православная церковь. На днях патриарх Иерусалимский Феофил III заявил, что в данном случае речь идет о глобализации, когда в церковные дела вмешивается большая политика: украинский вопрос лишь один из элементов глобальной игры, конечная цель которой – разрушения мирового православия.

Слова Феофила имеют под собой основание, так как уже вполне очевидно, что нити назревающего церковного раскола тянутся из-за океана. Речь вот о чем. 12 сентября в Киев прибыли два представителя Константинопольского патриархата: один из них архиепископ Памфилийский Даниил из США, другой – епископ Эдмонтонский Иларион из Канады. Киевский патриарх Филарет уже распорядился выделить послам один из корпусов монастыря на территории Киево-Печерской лавры, которая де юре все еще принадлежит РПЦ.
Если уж проблема вышла за рамки сугубо церковной неужели у России не найдется достойного ответа на попытки Запада подмять под себя украинское православие? Уже звучат предложения устроить епархию Московского патриархата в Иерусалиме или образовать епархии РПЦ в Турции – под носом у патриарха Варфоломея. Однако все это на уровне слухов. Хотя очевидно, что мы должны готовиться к новому витку религиозных войн, но теперь уже с привлечением всего арсенала современной геополитики.

* признан иноагентом в РФ