27/02/17
nohchalla.com

Что говорили о чеченцах другие народы?

Чеченцы считают себя потомками Ноя, а своей прародиной называют самое древнее государство на Земле - Урарту.

Таким образом, они являются прародителями всего человечества. По крайней мере, есть такая версия… А что говорят об этом якобы «избранном» народе представители других национальностей?

Предки арийцев?

Особенно интересовались чеченским народом почему-то немцы. Так, знаменитый философ Георг Фридрих Гегель в своей работе «Философия духа» пишет: «Самый совершенный тип, как уже сказано, арийский или кавказский, один имеет свою историю и один заслуживает нашего внимания, когда мы изучаем духовную историю человечества. Из того следует, что он никогда не может быть варваром, погруженным в невежество, и с самого начала, вероятно, имел познания даже выше тех, которыми так гордится теперь». Знаменитый немецкий ученый Иоганн Фридрих Блюбенбах называет арийскую расу «кавказской», подтверждая версию о «прародине». Даже Адольф Гитлер не обошел своим вниманием чеченцев. Опираясь на научные труды Г. Горбигера, К. Гаусгоффера и других исследователей, он резюмирует: «Там,2 на Востоке, сохранился след древней германизации Северного Кавказа – чеченцы - арийское племя». А вот цитата из научной работы британского исследователя Чарльза Уильяма Рекхертона: «После сокрушения Франции в 1812-1814 гг., нанеся поражение также могущественной Османской империи в 1829 году, Россия принялась за кавказцев. Среди них чеченцы оказали самое яростное сопротивление. Они были готовы погибнуть, но не расставаться со свободой. Это святое чувство - основа чеченского этнического характера и по сию пору. Мы теперь знаем, что их предки были причастны к становлению человеческой цивилизации в первичном ее очаге на Ближнем Востоке. Хурриты, Миттани и Урарту - вот кто числится в источниках чеченской культуры».

Потомки Ноя

Ну хорошо, а что же думают о чеченцах наиболее близкие к ним кавказские народы? Древние армяне первыми связали этноним «Нохчи» («чеченцы») с именем пророка Ноя. Таким образом, они определяют чеченский народ как «народ Ноя». В древнегрузинских летописях чеченцев называют «Кафкасионами». Родоначальника этой нации именуют «Кавказос», а также упоминается, что он происходил от самого Ноя.3 В книге Константина Туманова «О доисторическом языке Закавказья», вышедшей в 1913 году в Тифлисе, говорится о том, что, судя по многочисленным историческим свидетельствам, именно предки чеченцев – хурриты - стали первым народом, населившим территорию Закавказья и южнее вплоть до самого Африканского континента. Их культура повлияла практически на все земные цивилизации, в том числе и европейские, включая Древний Рим и Грецию.

Непокорное племя

Но те, кому пришлось столкнуться с представителями чеченского народа непосредственно, не всегда разделяют исторические восторги по поводу его древности и избранности. Взять хотя бы русского генерала Ермолова, командующего Кавказским корпусом и главнокомандующего в Грузии во время Кавказской войны. «Это они, чеченцы, возмущают весь Кавказ, - писал он в своих записках 1816– 1826 годов. - Проклятое племя… Сего народа, конечно, нет под солнцем ни гнуснее, ни коварнее». Нельзя не вспомнить и поэтические строки Пушкина: Бегите русские девицы Спешите, красные, домой Чеченец ходит за рекой. Или Лермонтова: Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал.4 Кстати, оба великих русских поэта немало времени провели на Кавказе, так что о чеченском народе наверняка знали не понаслышке. До революции чеченцы наносили немало урона своим соседям, например, терским казакам. Зафиксированы многочисленные факты грабежей и убийств, жертвами которых становились в том числе и представители русской национальности. Как видим, у представителей разных народов нет о чеченцах единообразного мнения. В глазах одних они предстают древнейшей нацией, заслуживающей уважения и поклонения. В глазах других – коварными разбойниками. Правда, мало кто не отмечает присущие чеченцам силу, ловкость, верность собственным законам. Отдал должное чеченцам и француз Александр Дюма в книге «Кавказ» (1859): «Если впереди лежит расщелина, которую не решается преодолеть с ходу его конь, чеченец закутывает голову скакуна буркой и, доверив себя Всевышнему, заставляет иноходца перепрыгивать через пропасть глубиной до 20 футов». «Восток – дело тонкое». По-видимому, к чеченцам это высказывание относится к полной мере. Сложно понять чужую культуру, не находясь внутри нее.