Что нужно знать о князе Дмитрии Пожарском, когда отмечаешь День народного единства

В этом году исполняется 404 года, как народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от польских интервентов. Русская Православная церковь в этот день отмечает «Празднование Казанской иконе Божьей Матери». Список этого чудотворного образа в 1611 году был доставлен из Казани в Москву в войско князя Дмитрия Пожарского и помог прогнать поляков из Кремля.

С 1649 года по распоряжению царя Алексея Михайловича этот день был объявлен государственным праздником и отмечался вплоть до 1917 года, пока правительство большевиков его не отменило.

За советское время мы порядком забыли свою историю, и сегодня о подвиге Минина и Пожарского вспоминаем только по памятнику. Пришло время вспомнить героев. И начнем с князя Дмитрия Пожарского.

Рюрикович

Род Пожарских являлся ветвью Стародубских князей, которые являются Рюриковичами. Кроме того, Дмитрий Пожарский был прямым потомком Юрия Долгорукова, основателя Москвы. Правда, род Пожарских принадлежал к так называемым «захудалым» княжеским родам. Так назывались фамилии, не имевшие ни большого числа земель, ни влияния.

Образование

Пожарский отличался высоким уровнем образованности для своего времени. Так, после смерти отца князь Дмитрий, которому было неполных десять лет, отдал в поминание по отцу в Спасо-Евфимьев монастырь деревню Три дворища, сам составив дарственную и подписав её.

При царском дворе

В 15 лет Пожарский поступил на дворцовую службу – «стряпчим с платьем» царя Бориса Годунова, а через короткое время стал стольником. Это довольно высокие должности для выходца из «захудаловго» рода. Такая честь была оказана юному князю Дмитрию после хлопот ее матери - Евфросиньи Федоровны, которая после смерти мужа сконцентрировалась на дворцовой карьере. Она служила при дворе царицы Марии Григорьевны Годуновой и царевны Ксении Федоровны верховой боярыней, взяв придворное имя «Мария». Мать оказывала Пожарскому большую помощь в течение всей своей жизни. После смерти Годунова и воцарениии в Москве Лжедмитрия I Пожарский продолжал находиться при дворе. Однако смерть матери в 1607 году поставила крест на придворной карьере князя.

Военные способности

Князь не отличался талантом полководца и до похода на Москву выполнял в основном полицеские функции: например, возглавлял карательные операции против мелких шаек разбойников.  Возглавив народное ополчение, Пожарский столкнулся с отсутсвием опыта командования крупными военными объединениями. Первое время в ополчении была плохая дисциплина, порой переходившая в анархию. Виной тому был не только отсутствие опыта у Пожарского, но его слабый авторитет среди младших командиров и солдат.  Сам Дмитрий Пожарский сознавался в своей неспособности. Например, как-то к нему приехала делигация новгородцев, которые лоббировали  шведского королевича в качестве нового русского царя. Пожарский был не против этой затеи: правда, при условии, что шведский принц станет православным. Но при этом заметил: «Был бы у нас такой столп как Василий Васильевич Голицын, все бы его держались и слушались, а я к такому великому делу мимо его не принялся. Меня к тому делу насильно приневолили бояре и вся земля».

10 ЗАБЫТЫХ ФАКТОВ О КНЯЗЕ ПОЖАРСКОМ

Призвание

Осенью 1611 года к Пожарскому в родовую вотчину прибыли архимандрит нижегородского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Ждан Болтин с посадскими людьми и пригласили его возглавить нижегородское ополчение. Князь Пожарский ответил им так: «Рад за Православную Веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый: Козьма Минин-Сухорук; ему такое дело за обычай».

Страх

Князь Пожарский боялся идти под Москву, пока там были казаки. Выступивши из Ярославля, он шел к Москве очень медленно. Готовясь к битве с поляками, Пожарский ослаблял свое войско, отправляя в одиночку свои отряды в разные стороны. 14 августа прибыл Пожарский к Троице и опять остановился там на несколько дней, а между тем из-под Москвы дворяне и казаки торопили его идти как можно скорее, потому что атаман Ходкевич приближался к столице с усиленным войском. Наконец, 20 августа, Пожарский и Минин со своим ополчением прибыли к Москве. Трубецкой выехал к ним навстречу и приглашал стать в одним лагерем с казаками. Но Пожарский и Минин категорически отказались.

Роль в выборе нового царя

На Земском Соборе 1613 года, который дожен был избрать нового царя, князь был одной из ключевых фигур - он направлял прения и руководил ими. Интересно, что Дмитрий Пожарский также был в списках претендентов на престол, однако шансов у него из-за незнатности рода практически не было. Вообще Земской Собор до сих пор окружен тайной: многие историки считают, что в феврале 1613 года произошел переворот и захват власти группой бояр, которые привели на трон Михаила Романова, имевшего небольшие шансы на победу в голосовании. Непонятной остается роль в провозглашении Михаила Федоровича государем и князя Пожарского. За время собора он несколько раз менял позицию: сначала он был не против видеть на московском престоле шведского принца Карла Филиппа, затем симпатизировал «родственным» Шуйским, а за день до избрания царя предложил Собору выбрать монархом из числа претендентов, имеющих царское происхождение, то есть из родственников последнего Рюриковича — Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного. Михаил же Фёдорович приходился двоюродным племянником царю Фёдору Ивановичу и был боярского происхождения.

Боярство

После воцарения летом 1613 года Михаила Федоровича Пожарскому было пожаловано боярство. Правда, влиятельным боярином он не стал. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничивалась второстепенными поручениями. Более того, Михаил Федорович не считал, что Пожарский сыграл главную роль в освобождении Москвы от интервентов. Культ князя Пожарского возник уже при поздних Романовых.

10 ЗАБЫТЫХ ФАКТОВ О КНЯЗЕ ПОЖАРСКОМ

Болезнь

Пожарский на протяжении всей жизни страдал «черным недугом»: депрессией. Некоторые историки утверждают, что именно это не позволило ему играть более значительную роль в государственных делах после воцарения Романовых.

Схима

Существиет версия, что перед смертью князь Пожарский принял схиму под именем Косма. Правда, достоверных доказательств этой гипотезы нет.