02/08/16

Что нужно знать об Илье Пророке

2 августа - день памяти Ильи Пророка или Ильин день. Издревле почитание Ильи занимало огромное место в душе, укладе и веровании человека. До наших дней "долетел" лишь запрет на купание. Проясняем ситуацию.

Илья Креститель

Библейское повествование о вознесении Ильи Пророка на небо, порождало множество легенд и мифов. Одно было ясно – Илья должен вернуться. Считалось, что возвращение Илии произойдет перед Вторым Пришествием Христа. Многие видели Илью даже в Иоанне Крестителе, несмотря на, казалось бы, очевидную нелюбовь старца к воде. Впрочем, поверие в то, что купаться после Ильина дня нельзя прочно соседствовало у наших предков с верой в очистительную силу воды в этот день. Окунались в воду между заутреней и обедней, смывая порчу, отгоняя бесов, очищаясь от совершенных грехов.

Илья – хозяин дождя

Почитание Ильи связано с языческим культом Перуна-Громовержца. Считалось, что Бог, наделив Илью огненной колесницей, обязал его управлять небесными стихиями. Эта самая огненная колесница стала мерилом ненастья. Глухо стучат колеса колесницы - жди тихого дождя; гулко – к ливню; беспрерывный стук колес – гром не за горами. Любовь народа к пророку и аграрный уклад Руси возвеличивали Илью, заставляли испытывать страх. Встречать Илью полагалось заранее, еще с четверга, дабы не рассердить «Воеводу небесных сил», сохранить урожай, ну и, наконец, выспаться. Было у Ильи такое наказание – бессонница.

Илья нестяжатель

То, что нестяжательство было в почете у старца, известно. Облик Ильи Пророка свидетельствовал о его смирении и желании отказаться от благ мирских . Возможно, именно с библейским повествованием и был связан один из подготовительных обрядов встречи Ильи-Громовержеца. Загадывая, каким же явится завтра строптивый пророк, люди выносили из дома или накрывали полотном, дорогие блестящие вещи. Прятали. Не любил пророк богатства, а на жадного и молнию послать мог.

Илья каратель

Илью Пророка почитали охранителем порядка Божьего на земле. Встречали старца радушно, работать - не работали – считалось, что урожай и сено, собранное в Ильин день, пропащие, сгниют. Одним из обрядов была общая трапеза, ели все – и бедные и богатые, а готовили исключительно мужчины. В обрядовой стороне встречи Ильина дня достаточно тонкостей, исполнить их старались на совесть – и хлебом поделиться, и голову платком покрыть, и животных из дома выгнать - боялись кары старца. По попросту говоря, молнии. Илья раскидывал огненные стрелы, боролся с чертями, но мог и непослушного наказать, а то и невиновного. Впрочем, в случае ошибки, невиновный отправлялся в Рай.
В Ильин день без работы оставались и пастухи – на поля скот не гнали, боялись кары, чертей гуляющих по полям и лесам.

Илья целитель

К Илье Пророку обращались за исцелением болезней, а также порчи и сглаза. Старец спасал от укусов змеи и защищал в бою. Веря в огненные стрелы, которыми пророк разил нечистую силу, люди собирали оставшиеся и лечили ими тяжело больных. Вера во врачевательные навыки Ильи Пророка была сильна. Если больному не становилось лучше в течении шести дней, близкие уже знали о его скорой смерти. В Ильин день полагалось запасаться травяными сборами, корой старого дуба, умиротворяющей больные зубы.

Илья охотник

Покровительство Ильи распространялось и на охоту. Среди народа бытовала примета, коли в Ильин день затравишь волка, обеспечишь себе удачу на весь год. Люди верили – после праздника и насекомые добрее - комары не кусают, мухи запасаются.

Илья крестьянин

Все мы слышали о яблочном Спасе, а вот о празднике освященных огурцов вряд ли знали. В Ильин день православные святили огурцы и горох, выпекали хлеб нового урожая. По погоде в Ильин день рачительный крестьянин судил о качестве урожая, и не случайно – для крестьянина Илья был покровителем урожая. Дело в том, что в день памяти пророка на Руси созревала рожь: «В Ильин день, если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень - средний сев, а если вечером - сев поздний и урожай плохой". В Ярославской, Вятской областях Илью и вовсе почитали как сеятеля.