Что вы не знали о патриархе Алексии II

Патриарх Алексий II по своему происхождению был из известного прибалтийского дворянского рода. Среди представителей его - граф Федор Васильевич Ридигер, государственный деятель, генерал, герой Отечественной войны 1812 года.

Ридигеры

Семья деда будущего патриарха жила в Санкт-Петербурге, но вынуждена была в революцию эмигрировать. Отец Алексия учился в одном из самых привилегированных столичных учебных заведений - Императорском училище правоведения. Там воспитывались дети потомственных дворян. Hо завершать образование ему пришлось уже в эстонской гимназии. Мама Алексия II, Елена Иосифовна, в девичестве Писарева, была дочерью полковника Белой армии. Его расстреляли большевики в Териоках (Зеленогорск). Поженились родители будущего Патриарха в 1926 году, за три года до рождения сына.

Валаам

Еще мальчиком, в конце 30-х годов, Алексей дважды побывал на Валааме - в Спасо-Преображенском мужском монастыре на Ладожском озере. Туда он ездил с родителями. Патриарх не раз подчеркивал, что именно эти поездки во многом определили его решимость в выборе Пути. На всю жизнь запомнились ему встречи с духоносными старцами и насельниками обители, их открытость, доступность для каждого паломника. Письма валаамских старцев Патриарх хранил в личном архиве. Следующий визит на Валаам случился через полвека. До конца жизни Алексий II возглавлял Попечительский Совет по Возрождению Спасо-Преображенского монастыря.

Крещенская вода

Алеша с детства был при церкви. Любовь к церкви и службам воспитали в нем родители, хотя, стоит признать, что и сам он проявлял немалый энтузиазм в своем устремлении приобщиться церковных тайн. Его рвение даже беспокоило родителей. Любимой игрой Алёши было - служить. При этом он в эту игру не играл, а будучи ещё ребенком, делал всё всерьез. Счастливым днем стал тот день, когда Алёше доверили разливать крещенскую воду. Это стало первым послушанием будущего Патриарха. Ему было 6 лет. В остальном же, как рассказывал Патриарх, он был обычным ребенком: любил играть, ходил в садик, помогал родителям по дому, окучивал картошку...

Паломничество на Афон

Особым местом для каждого православного христианина Патриарх считал Святую гору Афон. В 1982 году Алексий совершил туда паломничество. Об Афоне Патриарх говорил: «Даже в самые тяжкие годы воинствующего атеизма знали русские люди, что их соотечественники-святогорцы вместе со всем афонским братством сочувствуют их страданиям и испрашивают им сил и крепости».

Грибы

Главным мирским увлечением Патриарха с детства была «тихая охота». Грибы Алексий собирал и в Эстонии, и в России и в Швейцарии. Патриарх с охотой рассказывал о своём увлечении и даже поделился рецептом соленых рыжиков. Идеально рыжики собирать в сухую погоду и не мыть. Но грибы чаще всего бывают в песке, поэтому сполоснуть холодной водой придется, потом пусть она вся стечет, по возможности. А вот если рыжики со мха, то тогда их можно не мыть, обтереть чистой тряпочкой и все. Дальше укладывать в ведро, шляпками вниз. Обязательно рядами. Каждый ряд - посолить. Накрыть все чистой тряпицей, а сверху - большой тарелкой или крышкой и придавить гнетом.

Братья меньшие

Алексий II с большим теплом относился к «братьям нашим меньшим». У него всегда были домашние питомцы. В основном собаки. В детстве - терьер Джонни, ньюфаундленд Солдан, дворняга Тузик. На даче Патриарха в Переделкино жило много домашних животных. 5 собак (Чижик, Комарик, Моська, Рой, Лада), несколько коров и коз, куры, кошки. Про коров Алексий II рассказывал, перечисляя: «Самая главная - Белка. Потом Арфа, Ромашка, Зорька, Малышка, Снежинка. Еще телята у нас имеются, коза Роза и козлятки…»

Политика

В 1989 году Фонд милосердия и здоровья, где Алексий состоял членом правления, выдвинул его в народные депутаты СССР. И его избрали. О том периоде своей жизни Патриарх вспоминал с неохотой. «Парламент тех лет превратился в место, где у людей совершенно отсутствовало уважительное отношение друг к другу. Там царствовал дух вечного противостояния, постоянной борьбы, нервозности... Люди не желали элементарно слушать друг друга, а тем более говорить, объясняться нормальным человеческим языком». В политике будущему Патриарху не понравилось. «После каждого заседания съезда народных депутатов я становился просто больным - очень скверно влияла на меня та атмосфера нетерпимости и вражды» - вспоминал Алексий.