17/04/18
Википедия
«Илья Муромец»: на что способен новейший российский ледокол

Не так давно американцы заявили о своем праве использовать Северный морской путь, не имея при этом в наличии современных ледоколов. У России они есть. Один из них – новейшее многофункциональное судно «Илья Муромец».

Безоговорочный лидер

Россия имеет бесспорное преимущество перед странами, претендующими на освоение Арктики. Все дело в ледокольном флоте и колоссальном опыте работы в полярных широтах, чем не могут похвастаться наши конкуренты. К примеру, в распоряжении ВМФ США имеется лишь устаревший ледокол «Полярная звезда» 1976 года постройки, который нуждается в постоянном ремонте. По оценке экспертов, новый ледокол в США может появиться не ранее 2023 года.

Наша страна обладает двумя атомными ледоколами, оснащенными двухреакторной ядерной энергетической установкой («Ямал» и «50 лет Победы»), двумя ледоколами с однореакторной установкой («Таймыр» и «Вайгач»), атомным контейнеровозом «Севморпуть», а также 5 судами технологического обслуживания.

В ближайшие годы российский флот пополнится тремя универсальными атомными ледоколами проекта 22220 (Арктика» – 2019 год, «Сибирь» – 2020-й, «Урал» –2021-й), строительство которых ведется на верфях Санкт-Петербурга. Они смогут использоваться как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Еще одним судном, которое позволит укрепить позиции России в Арктике, стал головной военный ледокол проекта 21180 «Илья Муромец». Это первый многофункциональный корабль, построенный в интересах российского ВМФ и министерства обороны. Ничего подобного у нас не было последние 45 лет.

Арктический богатырь

Строительство «Ильи Муромца» было начато в 2015 году, а уже 29 ноября 2017 года корабль был зачислен в состав 566-го отряда судов Северного флота. Место базирования – Мурманск. Это дизель-электрическое судно, предназначенное для обеспечения деятельности Арктической группировки ВМФ России. Как отметил Заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук, характеристики «Ильи Муромца» выходят за рамки такого класса судов.

По паспорту этот новый однопалубный ледокол обладает следующими данными:

водоизмещение – 6 тысяч тонн

длина – 85 метров

ширина – 20 метров

скорость хода – 15 узлов

осадка – 7 метров

высота по бортам – 9,2 метра

вместимость грузового трюма – 500 м3

экипаж – 32 человека (возможно расширение до 50 человек).

В автономном плавании судно может находиться до 60 дней, дальность его хода – около 12 тысяч морских миль, что составляет примерно две длины Северного морского пути. Ледокол способен преодолевать лед толщиной до 1,5 метров.

«Илья Муромец» оснащен двумя гребными электродвигателями типа Azipod мощностью 3,5 МВт каждый, которые вынесены за пределы корпуса. Благодаря этому винты получают возможность вращаться на 360 градусов, что обеспечивает передвижение корабля в любом направлении, в том числе и боковом.

По словам специалистов, очень часто ледоколам приходится давать задний ход, а с подобным расположением двигателей с этим никаких проблем не будет. Инновационные винто-рулевые колонки позволяют моментально прокладывать необходимый курс и обеспечивать высокую маневренность судна в ледовом поле.

Универсальный помощник

На «Илью Муромца» возложен широкий спектр задач: патрулирование Арктических широт; перевозка грузов; пожаротушение и ликвидация последствий аварий на надводных и береговых объектах; прокладывание путей для судов не ледового класса, а также их буксировка; снабжение баз и аэродромов, расположенных на островах Арктической зоны. Ледокол сможет быть использован при проведении разного рода гидрографических исследований.

Осуществление погрузочно-разгрузочных операций облегчает установленный на ледоколе 21-метровый кран грузоподъемностью 26 тонн, а также кран-манипулятор способный поднимать до 2 тонн груза. Кроме этого в носовой части корабля находится вертолетная площадка, готовая принять машины класса К-27, а на палубе размещен многоцелевой быстроходный катер БЛ-820, использующий надувные борта.

В случае необходимости на «Илье Муромце» могут устанавливаться и артиллерийские орудия. Скорее всего, это будет АК-306 – 30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка. Как средство самообороны кораблей она может быть использована для поражения воздушных целей на дистанциях до 4 км и легких надводных сил противника – до 5 км.

В апреле 2018 года «Илья Муромец» вышел на испытания в воды Баренцева моря, где в течение двух месяцев будет ходить среди льдов толщиной до 1 метра. Предположительно в этом же году ледокол отправится в арктический поход в составе группы боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ России по Северному морскому пути.