Строительство знаменитого Беломорско-Балтийского канала некогда преподносилось как одно из главных достижений советской эпохи. На самом же деле за этим помпезным проектом стоял тяжелейший труд десятков тысяч заключенных, которых заставили жить и работать в нечеловеческих условиях.
Стройка века
На возведение Беломорканала – одной из первых гигантских строек Страны Советов – отводилась одна пятилетка, с 1928 по 1932 год. Как раз тогда впервые была внедрена система пятилетних планов. Проект всячески раскручивался и пропагандировался, начали даже выпускать папиросы «Беломор» с картой-схемой «великой стройки».
Однако в средствах советская экономика была стеснена. Поэтому Сталин потребовал, чтобы прокладка канала велась «малой кровью». Это означало, что никакая передовая техника того времени применяться не будет. Основная часть работ велась вручную, лопатами и кайлами, а строительные материалы использовали только самые дешевые и местного происхождения: дерево, камень, грунт, торф.
Тратиться на обеспечение быта строителей советская власть тоже не планировала. Поэтому на проект были брошены в основном заключенные из лагерей. Направляли сюда и осужденных по политическим статьям, и раскулаченных «лишенцев», и «воров в законе». Как пафосно объявлялось, все они подлежали «перевоспитанию физическим трудом». Здесь было организовано особое подразделение ГУЛАГа – БелБалтЛаг.
Именно в те годы возник термин «зэк». Полностью он расшифровывался как «заключенные каналоармейцы». Стройка организовывалась по военному принципу: там имелись штабы, роты и т.д.
Лагерь смерти
Условия жизни и работы на Беломорканале были крайне тяжелыми. На день строителям-заключенным полагалось всего 500 граммов хлеба и баланда из морских водорослей. Только часть рабочих проживала в продуваемых ветрами бараках, многие размещались в палатках и даже в шалашах, наспех сложенных из бревен и веток. Иногда укладывались спать прямо на снег. Если кто-то нарушал дисциплину, администрация имела право увеличить ему срок заключения.
Работы шли круглосуточно, смены были многочасовыми, практически без перерывов на отдых и перекур. Чтобы вдохновлять арестантов на трудовые подвиги, на берегу играл оркестр. Понятно, что далеко не все выдерживали тяжелых условий и изматывающего труда. Вот строки из «Архипелага ГУЛАГ» А.И. Солженицына: «После конца рабочего дня на трассе остаются трупы. Снег запорашивает их лица… Их посылают на канал сразу десятками тысяч…»
«Бессмысленный и никому не нужный»
Завершилось строительство Беломорканала в 1933 году. Ему тут же было присвоено имя И.В. Сталина. Когда руководители стройки отрапортовали о готовности канала, генсек вместе с К.Е. Ворошиловым и С.М. Кировым отправились на его «ревизию». Однако Сталина новый водный путь не слишком впечатлил: он заявил, что канал слишком мелок и узок, и даже обозвал его «бессмысленным и никому не нужным». Ничего удивительного в этом не было: ведь проект был затеян не столько из соображений экономической целесообразности, сколько для «идеологической перековки» враждебных советскому строю элементов…
Вскоре на Беломорканал приехала группа из 120 писателей и журналистов, которым предстояло дать литературные отчеты о «чуде социалистической экономики». Заключенные, разумеется, по указанию лагерного начальства, наперебой рассказывали гостям, как они благодарны Советскому государству за возможность искупить свою вину ударным трудом.
Впоследствии вышла книга «Беломорско-Балтийский Канал имени Сталина: История строительства 1931-1934 гг.». Авторами ее являлись 36 видных советских литераторов, среди которых были А.М. Горький, В.П. Катаев, А.Н. Толстой, М.М. Зощенко. Книга с восторгом рассказывала о самоотверженном труде строителей Беломорканала под чутким руководством ОГПУ. Конечно, о жестоких условиях, труде без отдыха, голоде, холоде, многочисленных лишениях и унижениях, гибели людей на ее страницах не было сказано ни слова.
Подробности «стройки на костях» всплыли только в эпоху гласности. Сегодня на берегах канала можно увидеть скульптурные композиции, изображающие погибших при строительстве зэков. А в Повенце возведена деревянная церковь Святителя Николая – в память о тех, кто отдал свои жизни во имя «торжества социализма»…
Наиболее популярной стройкой в среде различных разоблачителей эпохи Сталина, было сооружение Беломоро-Балтийского канала, который был построен между 1931 и 1933 годами. Однако реализация этого проекта была напрямую связана с безопасностью Советского Союза. Впервые вопрос о строительстве канала в Советской России был поставлен после переворота Октября 1917 года. Возникла же идея намного раньше, план строительства судоходного канала принадлежал царю Петру и появился во время Северной войны со Швецией. В 19 столетии было разработано четыре проекта строительства канала: в 1800 году — проект Ф. П. Деволана, 1835 г. — проект графа А. Х. Бенкендорфа, 1857 г. — флигель-адъютанта Лошкарёва и 1900 г. — профессора Тиманова (они не были реализованы из-за высокой стоимости). В 1918 году Совет народного хозяйства Севера создал план развития транспортной системы региона.
Среднегодовое количество использовавшихся заключенных составляло 64,1 тыс. человек. Пик работ на канале пришёлся на осень 1932 года, в это время число заключенных достигло максимального значения — 125 тыс. человек. Смертность в Беломорско-Балтийском ИТЛ составила: в 1931 году — 1438 осужденных (2,24 % от среднегодового числа заключенных), в 1932 году — 2010 человек (2,03 %), в 1933 году — 8870 заключённых (10,56 %). Это было связано с тем, что на вторую половину 1932 года пришёлся наибольший объем тяжёлых работ. Кроме того, в стране в 1932 г. ухудшилась продовольственная ситуация (голод 1932-1933 гг.), что отразилось на питании заключенных и состоянии прибывавшего пополнения. Это хорошо видно по резко упавшим месячным нормам питания за 1932-1933 годы: норма муки упала с 23,5 кг на одно человека в 1932 году до 17,17 кг в 1933 г.; крупы с 5,75 до 2,25 кг; макарон с 0,5 до 0,4 кг; масла растительного с 1 до 0,3 литра; сахара с 0,95 до 0,6 кг и т. д.
Значение канала для страны было огромно. В частности, переход кораблей из Ленинграда до Архангельска сократился с 17 до 4 суток. Теперь путь пролегал по советской территории, что дало возможность беспрепятственно создать мощную военно-морскую группировку на Севере России.
В 1920-е и начале 1930-х годов в Белом море шли «рыбные» и «тюленьи» войны с Норвегией и Англией. Каждую весну сотни рыболовных английских и норвежских судов входили в Белое море и пользуясь ничтожностью советских Военно-морских сил и пограничной службы, разграбляли биологические ресурсы Советского Союза. После того, как по каналу на Север перебросили военно-морские корабли и подводные лодки, и была создана Северная военная флотилия, норвежско-британские суда исчезли с советской территории. С 1933 года до лета 1941 года на Беломорско-Балтийском канале было проведено 6 операций по переброске эскадренных миноносцев, 2 операции по переходу сторожевиков и 9 операций по проведению субмарин. Кроме того, три боевые единицы — эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков», подводная лодка Щ-404, по Северному морскому пути были переброшены в состав Тихоокеанского флота. Всего в этот период по каналу было переброшено в Северную флотилию (с 11 мая 1937 года Северный флот) 10 эскадренных миноносцев, 3 сторожевика и 26 подлодок.