09/03/21

Как сеанс гипноза в 1918 году изменил судьбу Гитлера

Триумф нацизма, который в одночасье превратил одну из самых культурных наций Европы в сборище кровожадных варваров, историки часто сравнивают с массовым гипнозом. Между тем, по одной из версий, политический взлёт второсортного художника Адольфа Гитлера являлся как раз «побочным эффектом» его лечения у гипнотерапевта в 1918 году.

Ослепший ефрейтор

Вечером 13 октября 1918 года на фронте под бельгийским городом Вервике британская 30-я дивизия атаковала позиции 16-го Баварского полка. На головы немцев посыпались снаряды, начинённые горчичным газом (ипритом). Один из них в семь часов утра 14 октября разорвался поблизости от полевой кухни, на которой завтракал ефрейтор Адольф Гитлер с сослуживцами. От воздействия газа глаза Гитлера начали «гореть от боли», а через некоторое время он полностью перестал видеть.

Поскольку внешних признаков поражения глаз и зрительного нерва не было, фронтовые врачи отправили Гитлера в психиатрическое отделение резервного лазарета в городе Пазевальк. Там вновь прибывшего больного осмотрел психиатр Эдмунд Форстер. По свидетельству врача Карла Морица Кронера, работавшего тогда в Пазевальке, Форстер поставил ефрейтору Гитлеру диагноз «истерическая слепота». Это означало, что физически пациент способен был видеть, однако его сознание отказывалось «принимать» визуальную информацию. Организм Гитлера бессознательно «симулировал» слепоту, лишь бы не возвращаться назад в окопы.

Лечение, начатое доктором Форстером, довольно быстро вернуло Гитлеру зрение. Уже спустя месяц ефрейтор выздоровел. Однако из лазарета он выписался совершенно другим человеком.

«Мое решение созрело, – писал Гитлер в «Mein Kampf». – Я пришёл к окончательному выводу, что должен заняться политикой».

«Триумф воли»

Превращение ефрейтора, которому за четыре года войны так и не доверили командных постов, в харизматичного вождя политической партии для многих было неожиданным. Поэтому возникла версия, что в лазарете Эдмунд Форстер испробовал на Гитлере гипнотерапию. Впервые данный сюжет описал австрийский еврей Эрнст Вайс, который в 1938 году опубликовал роман «Очевидец». Повествование велось от лица врача, лечившего ослепшего солдата с инициалами A.H. Исследователи не исключают, что в распоряжении Вайса могла оказаться копия медицинской карты Гитлера, сделанная Форстером.

К гипотезе о гипнозе всерьёз отнеслись историк Рудольф Бинион, судебный психиатр Дэвид Пост и нейропсихолог Дэвид Льюис, автор книги «Человек, который изобрёл Гитлера». Согласно их реконструкции событий, Форстер сделал ставку на силу воли Гитлера и его патриотизм. Текст внушения якобы звучал так:

«Я просто врач. Но Вы сами наделены особой силой и потому способны на то, о чём даже не подозреваете. <...> Вы должны безоговорочно поверить в себя, иначе так и останетесь слепцом. Вы же понимаете, что Германии сейчас нужны энергичные и уверенные в себе люди. У Германии есть шанс возродиться» (цитируется по книге Леонида Млечина «Самая большая тайна Гитлера»).

Результат, как известно, превзошёл ожидания врача. Гитлер не только прозрел, но и посвятил дальнейшую жизнь «возрождению Германии».

Критика версии

Многие исследователи считают книгу Эрнста Вайса не более, чем художественным вымыслом. Например, Ян Армбрустер из Helios Hanseklinikum Stralsund отмечает, что взгляды Форстера на истерию не предполагали лечения с помощью гипноза. А швейцарский биограф Гитлера Марлис Штайнер называет версию о гипнозе «предположениями, основанными на сомнительных источниках».

Действительно, политические взгляды Гитлера, сочетавшие крайний национализм и антисемитизм, сформировались ещё до Первой мировой войны. Главные идеи вождя нацистов родились во время бесприютных скитаний по Вене, где Гитлеру, по его словам, приходилось жить «впроголодь». В тот период Гитлер попросту не успел проявить себя в качестве политического оратора. Удобный случай представился в Мюнхене после Первой мировой войны.

Кроме того, как считают нейропсихологи, эффект от гипноза достаточно ограничен. Гипнотерапия не способна наделить среднего человека «сверхспособностями». Проводились эксперименты по гипнотическому улучшению у учащихся памяти и концентрации, однако эффект держался лишь короткое время.

Так что Форстер, даже если он применил гипноз, не мог «сделать Гитлера». Будучи психически нездоровым человеком, ефрейтор и без того ощущал себя «избранным», и ему не хватало лишь толчка судьбы.

Смерть Форстера

В эпоху Веймарской республики профессор Форстер преуспевал, возглавляя клинику нервных болезней в Берлине. Но когда в 1933 году его бывший пациент пришёл к власти, у психиатра начались неприятности. В августе некий доносчик написал в SA, что Форстер благоволит к евреям, работавшим в его клинике. Когда следователи стали «копать», оказалось, что врач нелоялен к власти, в частности, не верит в официальную версию поджога Рейхстага. Этого оказалось достаточно, чтобы Форстера уволили из клиники. 11 сентября 1933 года доктор покончил с собой. Возможно, ему «помогли» уйти.

Для сторонников версии о гипнозе смерть врача является одним из главных подтверждающих её аргументов. Однако, скорее всего, нацистов беспокоило то, что Форстер может обнародовать не метод лечения, а диагноз Гитлера. История с «истерической слепотой» скомпрометировала бы образ «героя Первой мировой войны».