Народный артист СССР, «Баба-Яга всех времен и народов», Георгий Францевич Милляр (1903-1993) был человеком очень непростой судьбы. Его отец, француз Франц де Мильё приехал в царскую Россию работать инженером. Он был опытным мостостроителем. В России де Милье познакомился с Елизаветой Журавлевой, наследницей богатого семейства золотопромышленников. Вскоре женился на ней.
Елизавета де Мильё овдовела, когда сыну Георгию не было и трех лет. Естественно, в такой богатой семье мальчик ни в чем не нуждался. Он получил хорошее образование, был обласкан вниманием родственников. Но тут случилась революция 1917 года, в результате которой мать Георгия Францевича лишилась всего.
Новое советское правительство конфисковало у де Мильё всё имущество, включая роскошную московскую квартиру и дом в Геленджике. В обмен Елизавета Алексеевна получила комнатушку в коммуналке. Женщина была вынуждена приспосабливаться к новым реалиям социалистической страны.
Начало пути в театре
Георгий Милляр с детства был очень музыкальным и артистичным ребенком. У него рано обнаружился комедийный талант. Еще маленьким Георгий непреднамеренно смешил родственников, пытаясь изображать разных серьезных героев сказок. Его будущее было предопределено. Сразу же после школы Милляр пошел работать в театр Геленджика. Поначалу - простым бутафором.
Театральный дебют будущего великого артиста состоялся случайно. Он просто подменил заболевшую исполнительницу одной из ролей в спектакле «Золушка». Врожденный талант принес ему успех. Георгий Милляр блестяще справился с возложенной на него ответственностью, и с тех пор ему стали постоянно доверять небольшие роли в случае болезни актеров.
Карьера в театре и кино
Будучи уже довольно известным актером в Геленджике, Миллер переезжает в Москву и начинает все заново. Он поступает в театральную школу. По окончании устраивается работать в Театр Революции (сейчас им. Маяковского). У актера была довольно нестандартная внешность и при этом колоссальная пластика, «живое», подвижное лицо, поэтому и роли ему доставались специфические. В театре Милляр был вполне востребован.
Но самой большой мечтой Георгия Францевича было кино. Пробиться в эту сферу Милляру было гораздо труднее. Он очень волновался на прослушиваниях. Даже Александр Роу, у которого актер сыграет основную часть своих ролей, взял его в команду не сразу. И все же мечта сбылась. Постепенно, начиная с самых маленьких и эпизодических ролей, Георгий Милляр становится известным и узнаваемым публикой актером.
Амплуа Милляра – комедийные характерные роли. Основную часть своего актерского пути он был задействован в съемках сказок у Роу. Сыграл у него более 30-ти ролей в 16-ти картинах. Помимо этого Милляр занимался озвучиванием фильмов, работал дублером, снимался в небольших эпизодических ролях в кино.
Он мечтал сыграть и более серьезные роли (Суворова или Вольтера, к примеру), но комедийное амплуа слишком прочно ассоциировалось с личностью Миллера, поэтому таких ролей ему не предлагали. Самую большую известность Георгию Францевичу принесли сыгранные им сказочные герои: Баба-Яга, царь Горох и др. За эти образы актер снискал настоящую народную любовь.
Личная жизнь
Его жизнь помимо сцены и съемочной площадки складывалась далеко не безоблачно. До глубокой старости актер был одинок. Жил с матерью с коммуналке. В актерской среде ходили слухи, что он был нетрадиционной ориентации. В 30-х годах его даже однажды арестовали из-за подозрения в мужеложстве (в годы Советском Союзе это считалось преступлением), но затем выпустили.
Только после смерти матери, в возрасте 65 лет, по совету Роу, Георгий Францевич обзавелся семьей. Избранницей актера стала 60-летняя соседка по коммуналке. Она по-началу пыталась отказаться от предложения: «Георгий Францевич, да мне мужчины-то уже не нужны!» Милляр парировал: «А я не мужчина, я — Баба-Яга».
Злые языки говорили, что на фиктивном браке настоял режиссер Роу, чтобы сберечь Георгия Францевича от уголовной отвественности за мужеложество. Тем не менее, с женой Милляр прожил почти 25 лет - до своей смерти в 1993 году.
Замечательный актер и добрый человек.Грязные слухи, о тем более, уже ушедшем-омерзительны.Светлая память