04/04/17
Какие народы могли быть предками русских

Русские — один из самых многочисленных народов Земли. Однако насчет того, какой этнос является его прародителем, ученые спорят до сих пор. Очевидно одно: русские корни древнее, чем это предполагала официальная история.

Норманны

Норманнская теория происхождения русской нации – большей частью плод стараний шведской историографии, идеи которой подхватила российская наука XVIII-XIX столетий. Так, шведский писатель XVI века Олаус Магнус в своем труде «История северных народов» норманнами называл не только жителей Скандинавии, но и население к югу от Балтийского моря, в том числе литовцев и русских.

Хронист Хенрик Бреннер и вовсе был уверен, что русские произошли от шведов. Слово «Русь» он связывал с финским наименованием шведов - rotzalainen, которое в свою очередь произошло от «Руслагена» – названия прибрежных районов исторической провинции Швеции Уппланд.

Немецкий историк Людвиг Шлёцер предлагал вести отсчет «русского бытия» с момента призвания варягов. Ему вторил Карл Маркс, отмечавший, что в результате завоевательного похода Рюриковичей «победители и побеждённые слились воедино в России быстрее, нежели в других областях, завоёванных скандинавскими варварами».

А вот кандидат исторических наук Лидия Грот скептически относится к норманнской теории, считая, что шведская историографическая традиция – это доведенные до абсурда «исторические фантазии».

Венеды

Многие латинские авторы VII-VIII вв. под славянами и венедами подразумевали один и тот же народ. Историк Борис Рыбаков, ссылаясь на античные источники, высказал мнение, что славяне под именем венедов появились примерно в I веке нашей эры в результате «соприкосновения римлян с племенами южной Прибалтики».

Некоторые источники позволяют предположить, что венеды были прямыми предками русских.

В языке финских народов сохранилась память о венедах, которые всегда отождествлялись с русскими. В частности, финское Venäläinen переводится как русский, карельское Veneä – как Русь, а эстонское Venemaa – это Россия.

Писатель Сергей Ершов убежден, что венеды это и есть русы: славянами их стали называть на 400-500 лет позже возникновения этнонима «Русь» – в VI-VII вв. н. э. «Венеды-русы», по мнению писателя, населяли всю территорию современной Польши, вплоть до устья Эльбы, а на юге их земли находились в пределах будущей Киевской Руси. К III столетию русы стали постепенно «отпочковываться» от венедов, формируя свой собственный язык.

Словацкий ученый Павел Шафраник полагает, что в этом протославянском языке термин «руса», означает реку. «Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове "русло», – заключает ученый.

Этруски

Историков давно волнует судьба этрусков, которые к середине I века до н. э. практически полностью исчезают из культуры Рима. Неужели богатейшее наследие этрусков кануло в Лету? Находки, обнаруженные при раскопках древней Этрурии, позволяют сделать вывод, что нет.

Характер захоронений, имена этрусков, их традиции имеют общие корни с культурой славян.

Российский ученый Егор Классен еще в XIX веке для перевода этрусских надписей предложил использовать древнерусский язык. Но лингвисты только в 1980-х годах заинтересовались его теорией, продолжив исследования в данном направлении. С того времени и появилась версия, по которой этруски стали называться протославянами.

Философ и политолог Александр Дугин, не углубляясь в лингвистические дебри, понимает слово «этруск» буквально – «это русский». Он проводит символические параллели и находит общее между капитолийской волчицей, вскормившей основателей Рима, и серым волком из русских сказок, спасшим заблудившихся в лесу детей. По Дугину, этруски дали начало двум этническим ветвям – тюркскому и русскому народам. В качестве доказательства он приводит факт тысячелетнего совместного проживания двух народов в составе Золотой Орды, Российской империи и СССР.

Усуни

Не менее любопытна гипотеза о сибирских корнях русского народа. Так, историк Николай Новгородов считает, что русские были известны древним китайцам с «дохристовых времен» под именем усуни. Согласно этой концепции, усуни в какой-то момент ушли из Сибири на запад и стали упоминаться китайцами в хрониках как «орусы». Китайские историки в подтверждение родства южносибирского народа усуни и русских ссылаются на описания своих соседей в древних источниках.

В одной из характеристик они - «люди с голубыми впалыми глазами, выдающимся носом, желтой (рыжей) курчавой бородой, с длинным телом; много силы, но любят поспать и, когда спят, не сразу просыпаются».

Отметим, что арабские ученые X–XII вв. выделяли три Древние Руси – Куявию, Славию и Артанию. Если Куявия западноевропейскими и российскими историками отождествлялась с Киевской Русью, Славия – с Новгородской Русью, то о локализации Артании не было единого мнения. Н.С. Новгородов предложил искать ее в Сибири, так как, в частности, в рассказах о ней в арабских источниках говорится о черных соболях, а они в то время обитали только в Сибири. К тому же на некоторых средневековых географических картах область с названием Арса (Арта) размещается на территории современного Алтая в районе Телецкого озера.

Скифы

Эта многочисленная и могущественная народность растворилась в истории внезапно: к IV веку нашей эры упоминания о ней в летописях больше не встречаются. Однако раскопки советских археологов, проведенные на Днепре, Буге, Днестре, Дону и Кубани показали, что скифы никуда не исчезали, а просто стали частью другой культурной эпохи.

В свое время М. Ломоносов писал, что среди «древних родоначальников нынешнего российского народа скифы не последнюю часть составляют».

Точку зрения великого ученого разделяют и многие современные историки. Например, специалист в области исторической антропологии Валерий Алексеев убежден, что по внешним данным предшественниками людей русского типа можно считать представителей скифо-сарматской ветви. Сходство русских и скифов обнаруживается и на сохранившихся изображениях, и в хрониках, где скифы описываются как люди довольно высокого роста, стройные, крепкого телосложения, с светлыми глазами и волосами русого оттенка.

Историк и археолог Павел Шульц дополняет картину скифско-русской идентичности, отмечая, что «в жилых помещениях скифской столицы Крыма – Неаполя – находили красивые пластинки из резной кости, которые живо напоминают по своему характеру русскую резьбу по дереву».

«Русский каганат»

Писатели Сергей Бунтовский и Максим Калашников высказывают мысль, что прародиной русского этноса был так называемый «Русский каганат», где ассимилировались представители разных народов. По их мнению, согласно археологическим свидетельствам цивилизация древнего каганата вырисовывается как смесь культур славян, тюрков и аланов.

Исследователи предполагают, что благодаря преобладанию аланов в рамках «Русского каганата» в VI- VIII веках произошло слияние иранской и славянской крови.

Однако свой, пусть и меньший след в русской родословной оставили и другие народности, проживавшие на территории каганата – булгары, ясы и скандинавы.

Автор книги «Тайны Русского каганата» Елена Галкина центром государства видит верховья реки Дон, Северский Донец и Оскол и связывает его с салтово-маяцкой археологической культурой. Донецкий историк и публицист Алексей Иванов границы каганата определяет нынешним юго-востоком Украины, очерчивая их с востока Доном, а с запада – Киевом.

Подтверждение версии существования «Русского каганата» Галкина находит в византийских, мусульманских и западных источниках IX века. По ее словам, после разгрома каганата венграми термины «Русь» и «русы» перешли от «русов-аланов» (роксоланов) к славянскому населению Среднего Приднепровья.