Испокон веков русские люди считали, что слово — основа мироздания. Им можно вылечить, им же можно убить. Особое, сакральное значение на Руси придавали не крику и не словам, произнесенным во всеуслышание, а еле различимому шепоту. Считалось, что он действует сильнее, чем крик.
Почему шепот?
С чем связан такой эффект шепота, ученые до конца не выяснили. Скорее всего, сила воздействия объясняется вторжением в личное пространство человека, а так же тем, что шепчущий, как правило, контролирует ситуацию. А если он еще возьмет другого человека за руку, появится элемент гипноза. Внушаемость возрастет.
«Волшебный» шепот
Неразборчивым шепотом в Древней Руси волхвы читали заклинания. Связано это было с поверьем, что громко сказанные пожелания и просьбы могут услышать злые люди или духи и сглазить, навредить.
Некоторые исследователи в этимологии слова «волшебник» видят не только про славянское слово «волшба» (vъlšьba) - волхвование, но и считают, что часть корня «ше» происходит от «шьпъть» (šьръtъ), то есть волшебник — это шепчущий волхв.
Официальная наука этого не подтверждает. Зато она говорит о том, что само слово шьпъть - звукоподражательного происхождения и присутствует почти во всех славянских языках.
Особенностью «волшебного» шепота были правильно подобранные слова, создающие ритм, который воздействовал на подсознание человека. Считалось, что в шепоте главное – это шипящие и свистящие звуки.
Как шептали?
Только абсолютно здоровый человек мог «шептать». Считалось, что больному может стать хуже. А самые сильные «шепотки» могли говорить только те жрецы, у которых были все зубы.
Заклинания были на все случаи жизни: от молитвы богам до заговоров на здоровье, на «присуху», на богатство. Бывали и «черные» шепотки, которые произносились вслед врагу, когда он идет по делам («От меня уходишь, все плохое с собой уносишь») или вслед паре, которую хотят разлучить («Вместях вам не бывать, не спать, хлеб-соль не ядать, друг на друга как звери рычать...»), были шепотки «на поруху», «на болезни», для животных. Например, для собак — чтобы не лаяли и не нападали. Бывали шепоты для мести («Твое дело — тебе в тело»).
В языческих заклинаниях люди обращались к богам: к Перуну, к Велесу или к Семаргл-Сварожичу, к духам; к явлениям природы и к ее силам: к заре, к ветру, к камням, к деревьям («Ой береза, красавица! Помоги мне! Любви и счастья пошли мне!..»)
Самой сильной целительницей считалась мифическая Мать-сыра-земля.
После распространения на Руси христианства и запрета на волхвование шептать стали знахари да бабки-шептуньи. Даже в годы сурового советского атеизма этот обычай не исчез, и в деревнях по-прежнему обращались к бабкам («Бабка и травку даст, и пошепчет»).
За тысячелетие православия в языческие заклинания синкретично вплелись обращения к Богу, к Богородице, которую могли тут же назвать Макошью. А заканчивать шепотки стали так же, как православные молитвы: «Аминь!» или«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Смысл шепотков не изменился — это по-прежнему просьбы о здоровье, о богатстве, любви, благополучии и призвание бед на головы врагам.
До сих пор считают, что перед произнесением шепота знахарь обязан соблюдать ритуал: поститься, не пить, а во время заклинания совершать особые действия: держать пальцы скрещенными или по-особому одеваться.
Интересно, что от слова *šьръtъ (шьпъть) произошло и слово «шьпътьникъ», то есть «наушник» или «клеветник». На Руси доносы произносили шепотом на ухо из опасения, что услышат и осудят. Возможно, шепот в этом случае действовал и как внушение.
Шепот в современном мире
Что в современном мире говорим шепотом мы, люди знающие и просвещенные? Сами того не подозревая, мы повторяем ритуальные действия предков — берем другого человека за руку, заглядываем в глаза, шепчем на ухо и вводим его в подобие транса. Шепотом мы произносим слова любви и привязанности, признаемся в чувствах.
Слова угрозы, сказанные шепотом во время ссоры, заставляют соперника понять, что оппонент настроен решительно. Мы по-прежнему наушничаем шепотом, стесняясь своего предательства, а иногда, в непростые времена, шепотом говорим правду.