О том, что наша армия была настоящей школой жизни и в ней бок о бок служили, защищая свою Родину, представители разных народов, слышали все, кто жил при советской власти.
Безусловно, в этих словах есть правда, и были в Советской армии части, в которых неукоснительно соблюдался принцип интернационализма и строго пресекались неуставные отношения. Но, тем не менее, следует признать, что неуставные отношения все же случались чаще. И они отнюдь не всегда носили характер дедовщины. Иногда они принимали форму землячеств.
Что такое землячество в армии?
Землячество – это объединение по национальному признаку. Их создают люди одной национальности, оказавшиеся в силу разных причин за границей. Люди объединяются, чтобы поддерживать друг друга в новых условиях, да и просто иметь возможность поговорить на родном языке. Создавались такие объединения, абсолютно неформальные, разумеется, и в Советской армии. В нашей большой стране действовал принцип экстерриториальности, то есть солдат, призванных на срочную службу, стремились максимально удалить от родного дома. Вероятно, это делалось для того, чтобы местные связи и взаимоотношения не вторгались в армейскую структуру связей.
Причины возникновения землячеств
Основной причиной все, кто исследовал это явление, считают национализм. Представители других народов – нерусские, украинцы и белорусы - в воинских частях, как правило, оказывались в меньшинстве и зачастую терпели все «прелести» дедовщины, замешанной к тому же на национализме. Уничижительные клички «чурка», «хачик», которыми награждали выходцев из Средней Азии или Закавказья, имели в СССР широкое хождение. Они в какой-то мере отражают отношение между «лицами славянской национальности» и «лицами прочих национальностей».
Какие землячества существовали в Советской армии?
Все, кто служил в армии до 1991 года, говорят о наличии национальных объединений выходцев с Кавказа и из Средней Азии. Первых зачастую называли «шашлыками», вторых – «урюками» - в мужской солдатской среде в ходу обозначения по излюбленному национальному блюду. Так, в годы наполеоновских войн солдаты армий, противостоявшие французам, прозвали их «лягушатниками». При сходных обстоятельствах британцы заслужили прозвище «бифштексы», белорусы – «бульбаши». Намного хуже прозвищ были действительные взаимоотношения между группами.
В зависимости от количества представителей той или иной национальности в землячества могли собраться все выходцы с Северного Кавказа, а могли и разделиться на группы из чеченцев, аланов, осетин и так далее. То же касалось жителей Средней Азии. «Урюки» могли разделиться на таджиков и узбеков. Украинцы выделялись из основной массы славян довольно редко, в тех лишь случаях, когда вместе оказывалось сразу много выходцев из Западной Украины.
Какие из землячеств были самыми боевыми?
Все, кто прошел школу жизни в виде Советской армии, едины во мнении: самыми сплоченными и боевитыми были землячества Северного Кавказа. Зачастую они создавали объединения на тейповой основе (тейп – род, клан в Чечне). А одна из основ существования тейпа – это взаимовыручка и принцип мести всем «чужакам» за «своего». Сколько хлопот причиняли такие землячества сослуживцам лихих джигитов, и говорить не надо. Противостоять чеченцам, которые, собравшись в группу из нескольких человек, ухитрялись диктовать условия целой роте, могли только самые сильные и стойкие. Кстати говоря, таких бойцов представители горных тейпов очень уважали, поскольку на Кавказе исстари привыкли ценить именно силу.
Армяне также славились умением создавать очень стойкие объединения. Создав землячество, они могли вообще забыть о пресловутой дедовщине и жить лишь своими внутренними взаимоотношениями.
Жители солнечной Украины, по воспоминаниям отслуживших в Советской армии, умели очень быстро найти общий язык с руководством. Сержанты, ефрейторы, как правило, были из числа украинцев.
Что же до прибалтов или, как называли их в армии, «шпротов», то они в землячества, вызывающие у других солдат ужас и трепет, сбивались крайне редко, но и в обиду себя не давали. Были они немногословны, упрямы, никогда не стучали и не заискивали перед начальством, но и о том, чтобы поделиться с товарищем сигаретами или едой, речи тоже никогда не было.