23/05/21

Какую выставку советских «трофеев» немцы показали жителям Европы

Власти Третьего Рейха стремились представить войну на Восточном фронте как «освободительный поход» против коммунизма. В 1942 году имперский отдел пропаганды НСДАП организовал выставку «трофеев», вывезенных с оккупированных территорий. По задумке приспешников Геббельса, немецкие граждане должны были воочию убедиться, до какого состояния довели русский народ правящие в СССР, как их называла нацистская пропаганда, «жидобольшевики».

«Трагедия большевистской реальности»

Выставка Das Sowjet-Paradies («Советский рай») побывала в Вене, Праге и Берлине. В столице Германии она проходила с 8 мая по 21 июня 1942 года в центральном парке Люстгартен. За это время выставку посетили 1,3 млн человек. Для остальных немцев был выпущен каталог экспонатов, распространявшийся по всей Германии.

Павильоны разместились на площади 9 тысяч квадратных метров. Здания и предметы из советской жизни были представлены максимально реалистично. В частности, зрители могли увидеть копию русской деревни с деревянными лачугами и соломенными крышами. Также на выставке был воссоздан облик одного из районов Минска: мастерская сапожника, лавка, землянки, в которых жили рабочие. Советских людей «изображали» восковые фигуры.

Показывая немцам дырявую одежду и глиняную посуду, организаторы выставки всячески подчёркивали убогость русского быта. На выставке также крутили короткометражный документальный фильм. Его содержание было незамысловатым: в нищих сёлах немецких кинооператоров встречали оборванные встревоженные жители, следом шли кадры с ужасно исхудавшими детьми, по телам которых ползают мухи.

«Слов и изображений не хватает для того, чтобы сделать трагедию большевистской реальности правдоподобной для европейцев», — говорилось в каталоге выставки.

Впрочем, ни организаторы, ни многие зрители, вероятно, не питали иллюзий относительно того, что немецкое завоевание как-то улучшит жизнь показанных в фильме людей.

Помимо бедности населения акцент делался на кровожадности советской власти. Одним из самых эффектных экспонатов выставки стала расстрельная камера НКВД, в которой якобы погибли 5 тысяч человек.

Эффективная дезинформация

Чтобы усилить негативное впечатление от СССР, нацисты не гнушались искажением реальности. Например, часть фотографий «из русской жизни» была инсценировкой. Роли «жертв большевизма» исполняли узники концлагеря Заксенхаузен. Реальные данные о колхозах, лагерях ГУЛАГа, голоде, о большом количестве беспризорников перемежались с голословными антисемитскими лозунгами. При этом пропагандисты Рейха не пытались приуменьшить мощь противника. В частности, у входа на выставку стояли советский танк и артиллерийские орудия, а в одном из павильонов демонстрировалось чучело «противотанковой собаки», обвязанной гранатами (Minen-Hund). Исходя из увиденного, немцы могли сами сделать вывод о том, почему блицкриг в 1941 году провалился.

«Идеологический тезис о том, что Германия защищает Европу, мог очень многими восприниматься всерьёз. Сомневаться в достоверности материалов об СССР не приходилось, а угроза распространения советской системы на остальную Европу выглядела вполне реальной», — считает историк Дмитрий Хмельницкий.

Хотя поставленных целей организаторы выставки в основном добились, она принесла и неожиданные результаты. Например, согласно полицейским докладам, некоторые берлинцы заявляли, что после войны ни за что не согласятся ехать в Россию, чтобы ее колонизировать. В оккупированной же Праге выставка даже подхлестнула антинемецкие настроения – увидев советское оружие, чехи связывали с ним надежды на освобождение своей страны.

Не обошлось и без происшествий. 18 мая подпольная антифашистская группа рабочего-еврея Герберта Баума устроила в Люстгартене поджог. Большого ущерба это не нанесло, но несколько зрителей пострадали. Баума и его соратников гестапо переловило в течение нескольких дней, 20 участников группы были казнены. Кроме того, в качестве возмездия за случившееся в концлагеря были направлены сотни все еще остававшихся в Берлине евреев.