12/04/19

Киноэпопея «Блокада»: садились ли "фрицы" на трамвай в Ленинград

Наверное, мало кто не запомнил трагическую сцену из киноэпопеи «Блокада», где немецкие танки встречают ленинградский трамвай. Танкисты, штурмовавшие Ленинград, не в силах прорвать оборону Красной Армии, и выходят к неназванному населенному пункту, где им встречается обычный трамвай, полный пассажиров. Немцы радуются, решив, что дошли до Ленинграда. Когда же старый вагоновожатый направил трамвай прямо на немецких солдат, то весь вагон изрешетили пулями, убив всех, кто в нём находился.

Не многие задавались вопросом, действительно ли этот случай был? Чаще просто упоминали о нём, как о достоверном факте. Так, современный автор Алексей Исаев, в книге «Котлы 41-го» пишет, что танки 1-й немецкой танковой дивизии 18-го сентября 41-го года взяли город Пушкин, откуда до центра Ленинграда было 12 км, и на конечной остановке встретили ленинградский трамвай.

В сценарий кинофильма эпизод перекочевал из романа Александра Чаковского «Блокада». Сам же автор взял эпизод из статьи военного журналиста. Правда, рассказ журналиста, наводит на мысль, что он сам ни разу не был в населенном пункте, который описывает.

А населённый пункт, в котором могли происходить данные события только один — это Стрельна. Пригородный поселок недалеко от Санкт-Петербурга, известный как своими дворцами, в первую очередь Константиновским, так и тем, что туда можно доехать на трамвае. На самом деле тогда это был не трамвай, в обычном понимании, а первый прообраз пригородного электропоезда. Который планировали пустить между Санкт-Петербургом и Ораниенбаумом, но рельсы дошли только до Стрельны. Впрочем, колея была трамвайная, вагоны были тоже похожи на трамвайные.

Поэтому если вспомнить вышеупомянутого А.Исаева, то он сильно ошибся. В город Пушкин (знаменитое Царское Село) трамвай никогда не ходил, а 12 км до города как раз от Стрельны. Единственное, в чем прав автор, в районе города Пушкина действительно находилась 1-я танковая дивизия.
Есть ещё один интересный факт: в воспоминаниях военных 209-го пехотного полка 58-й немецкой дивизии есть упоминание про то, как они встретили трамвай 15-го сентября, где-то на дороге между Петергофом и Урицком. И трамвай был на ходу, и вагоновожатого в плен взяли. Но в рассказе этом тоже немало противоречий.
И наконец, есть фото, датированное 1942 годом, в котором трое немецких солдат позируют в трамвае, явно разбитом. И ещё есть фото (видимо, этого же трамвая), тоже датированные 42-м годом. По фото можно определить, что место это очень похоже на конечную остановку в Стрельне.

Но ещё есть рассказы свидетелей, которые ехали 15-го числа из Ленинграда в Стрельну на трамвае. Но не доехали и до Урицка, потому что в этот день путь был разрушен, и более по нему трамваи не ходили до конца войны. Сообщения о том, что трамвайные пути были разрушены примерно там, где сегодня перекресток проспектов Стачек и Маршала Жукова, есть и в военных документах. Это не удивительно — трамвайные пути использовались для военных нужд. Есть фото трамвая именно в этом районе, судя по всему, перевозящего боеприпасы. Известно, что на трамвае вывозили раненых.

Получается, что после 15-го сентября трамваи дальше Урицка не ходили, а немцы в Стрельне появились не ранее 16-го. Скорее всего, разбитый трамвай, который до конца войны (и даже после, до 47-го года), так и простоял в Стрельне, был там ещё до прихода немцев.
Что же касается танков, которые пытались прорваться в Урицк, но повернули на Стрельну, где и встретили трамвай, то это вымысел. Во-первых, это почти в другую сторону надо поворачивать. Во-вторых, немецкие 1-я и 6-я танковые дивизии находились в районе Красногвардейска (Гатчина) и далее пытались продвигаться на Пушкин, а это совсем в другой стороне. Других же танков, кроме полутора сотен машин этих двух дивизий, южнее Ленинграда и не было. В-третьих, 16-го сентября танковые дивизии собирали свои разбросанные на большом пространстве подразделения и уцелевшие танки, чтобы, наконец, начать погрузку. У них уже давно был приказ отбыть на московское направление. В группе армий «Север» считали поставленную задачу по охвату Ленинграда выполненной.

Но командование Ленинградского фронта в лице генерала армии Жукова не знало, что штурма не будет. Жуков прибыл в Ленинград 13-го сентября, а 14-го сентября, началось наступление 10-й и 11-й стрелковых дивизий, которые как раз и сражались, в том числе, за поселок Володарский. От этого поселка до Стрельны минут 20-30 пешком и как раз трамвайные пути по дороге встречаются.

Обстоятельства этих боёв до сих пор запутанны, известно лишь, что наступавшие советские 10-я и 11-я дивизии в результате оказались в районе Петергофа. А находившиеся на этом участке подразделения 209-го полка 58-й пехотной дивизии немцев 16-го сентября оказались в Стрельне, на берегу Финского залива. Увидев на берегу немцев, артиллеристы стоявших там кораблей Балтийского флота открыли огонь, но уже было поздно.