09/11/18

Колония «Вологодский пятак»: почему ее называют русским Алькатрасом

С территории ИК-5 еще никому не удавалось убежать. Эта колония известна как по кино, так и в уголовной среде. Там содержатся «пожизненники».

Где «вызревала» «Калина красная»

Василий Шукшин, стремившийся максимально приблизить свою картину к реалиям, снимал в «Калине красной» возвращение главного героя фильма Егора Прокудина из заключения в естественных декорациях – 480-метровый деревянный мост вел в реально существующую колонию ИК-5 на острове Огненном, поселок Новозерово (Вологодская область).

В этом году «Вологодскому пятаку» как месту заключения исполняется 100 лет – именно в 1918 году монастырские кельи здесь освободили под камеры для осужденных.

Нет смысла бежать

Попытка бежать из «Пятака» была, и она чем-то напоминала сюжет фильма «Джентльмены удачи». Один из бывших сотрудников рассказал, что, что сиделец «Пятака» в 1992 году как-то выехал с зоны в мусоросборочной машине. Опростался, поплутал, побродил – и вернулся обратно: дальше было некуда деваться.

Кто сидит в «Пятаке»

По данным УФСИН РФ по Вологодской области, в ИК-5 сейчас отбывают пожизненное заключение свыше десятка осужденных, и среди них много «пошаливших» в «лихих 90-х», – судимых по более чем 17 тяжким эпизодам статей УК РФ.

По словам начальника колонии полковника Мирослава Макухи, в «Вологодском пятаке» сидят очень разные экземпляры, осужденные к пожизненным срокам заключения, – спектр их злодеяний широчайший – бывшие террористы, прокуроры... Большинство «насельников» «Вологодского пятака», по словам Макухи, «жесткие бытовики» – они убивали главным образом по пьянке.

В «Пятаке» на особом режиме сидят террористы, которые по приговорам повинны в смерти десятков человек – Арасул Хубиев (Минводы, 2001 год, погибли 32 человека и более 150 ранены), Юсуп Юнусов (участник чеченской банды, причастной к гибели 71 человека и нанесению тяжких ранений нескольким сотням людей).

Журналисты спросили Мирослава Макуху о том, есть ли смысл в социальной реабилитации смертников, содержащихся в «Вологодском пятаке». Мирослав Макуха сомневается в возможности социализации такого рода заключенных. Он считает, что большинство смертников при введении смертной казни должны сразу же получить заслуженное, нет смысла оттягивать этот процесс, они это заслужили. А получившим в этом плане послабление, полагает М. Макуха, надо сидеть в тюрьме до смерти, их нельзя выпускать на волю, ни при каких обстоятельствах.