После Второй Мировой войны СССР остался обескровленным: миллионы молодых людей погибли на фронте. Жизнь тех, кто не погиб, но получил увечья, складывалась неоднозначно. Фронтовики возвращались домой калеками, и жить «нормальной» и полноценной жизнью они не могли. Есть мнение, что инвалидов, в угоду Сталину, увозили на Соловки и Валаам, «чтобы не портили присутствием» праздник Победы.
Как образовался этот миф?
История - наука, которую интерпретируют постоянно. Классические историки и альтернативные историки, транслируют полярные мнения относительно заслуг Сталина в Великой Отечественной войне. Но в случае с инвалидами ВОВ единогласны: виновен! Отправлял инвалидов на Соловки и в Валаам на расстрел! Источником мифа считается «Валаамская тетрадь» Евгения Кузнецова, экскурсовода Валаама. Современным источником мифа считается разговор Нателлы Болтянской и Александра Даниэля на «Эхо Москвы» от 9 мая 2009 года. Выдержка из разговора:
«Болтянская: Прокомментируйте чудовищный факт, когда по приказу Сталина после Великой отечественной войны инвалидов насильно ссылали на Валаам, на Соловки, чтобы они, безрукие, безногие герои не портили своим видом праздника победы. Почему об этом сейчас так мало говорится? Почему их не называют поименно? Ведь именно эти люди кровью и ранами своими оплатили победу. Или о них теперь тоже нельзя упоминать?
Даниэль: Ну, а чего его комментировать, этот факт? Этот факт известный, чудовищный. Совершенно понятно, и почему Сталин и сталинское руководство изгнало ветеранов из городов.
Болтянская: Ну это действительно не хотели портить праздничный облик?
Даниэль: Абсолютно так. Я уверен, что из эстетических соображений. Безногие на тележках не вписывались в то художественное произведение, так сказать, в стиле соцреализма, в которое руководство хотело превратить страну. Тут нечего оценивать»
Ни одного факта или ссылки на конкретный исторический источник нет. Лейтмотив беседы – заслуги Сталина завышены, образ не соответствует поступкам.
Почему миф?
Миф о тюремных интернатах для ветеранов-инвалидов появился не сразу. Мифологизация началась с таинственной атмосферы вокруг дома на Валааме. Автор знаменитой «Валаамской тетради» экскурсовод Евгений Кузнецов так и писал:
«В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР образовали на Валааме и в зданиях монастырских разместили Дом инвалидов войны и труда. Вот это было заведение! Не праздный, вероятно, вопрос: почему же здесь, на острове, а не где-нибудь на материке? Ведь и снабжать проще, и содержать дешевле. Формальное объяснение - тут много жилья, подсобных помещений, хозяйственных (одна ферма чего стоит), пахотные земли для подсобного хозяйства, фруктовые сады, ягодные питомники. А неформальная, истинная причина - уж слишком намозолили глаза советскому народу-победителю сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах, да мало ли ещё где. Ну, посудите сами: грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Никуда не годится! Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться. Но куда их девать? А в бывшие монастыри, на острова! С глаз долой - из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого «позора»! Вот так возникли эти богадельни в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях...»
То есть удалённость острова Валаам вызвала у Кузнецова подозрение, что от ветеранов хотели избавиться: «В бывшие монастыри, на острова! С глаз долой...» И тут же к «островам» он причислил Горицы, Кириллов, д. Старая Слобода (Свирское). Но как, например, в Горицах, что в Вологодской области, можно было «упрятать» инвалидов? Это же большой населённый пункт, где всё на виду.
В открытом доступе нет документов, которые прямо указывают на то, что инвалидов ссылают на Соловки, Валаам и другие «места заключений». Вполне может быть, что эти документы существуют в архивах, но обнародованных данных пока нет. Поэтому разговоры о местах ссылки относятся к мифам.
Основным открытым источником считается «Валаамская тетрадь» Евгения Кузнецова, который более 40 лет работал экскурсоводом на Валааме. Но единственный источник это не убедительное доказательство.
Соловки имеют мрачную репутацию концлагеря. Даже фраза «сослать на Соловки» имеет грозный подтекст, поэтому связать дом инвалидов и Соловки – значит, убедить в том, что инвалиды страдали и умирали в муках.
Другой источник мифа – глубокая убежденность людей в том, что над инвалидами ВОВ измывались, забыли про них и не отдали должного уважения. Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы, на сайте «Эхо Москвы» опубликовала эссе «Как родина отплатила своим победителям». Историк Александр Даниэль и его знаменитое интервью с Нателлой Болтянской на радио «Эхо Москвы». Игорь Гарин (настоящее имя Папирова Игоря, доктора физико-математических наук) написал длинное эссе «Другая правда о Второй Мировой документы, публицистика». Интернет-пользователи, читая такие материалы, составляют однозначно отрицательное мнение.
Другая точка зрения
Эдуард Кочергин – советский художник и писатель, автор «Рассказы питерских островов» написал про Васю Петроградского, бывшего матроса Балтийского флота, который на войне потерял обе ноги. Он уезжал на пароходе в Горицы, дом для инвалидов. Вот что пишет Кочергин о пребывании там Петроградского: «Самое потрясающее и самое неожиданное, что по прибытии в Горицы наш Василий Иванович не только не потерялся, а даже наоборот - окончательно проявился. В бывший женский монастырь со всего Северо-запада свезены были полные обрубки войны, то есть люди, лишённые абсолютно рук и ног, называемые в народе «самоварами». Так вот, он со своей певческой страстью и способностями из этих остатков людей создал хор - хор «самоваров» - и в этом обрёл свой смысл жизни» Получается, что инвалиды не доживали последние дни. Власти считали, что чем попрошайничать и спать под забором (а у многих инвалидов не было дома), лучше быть под постоянным присмотром и уходом. Через какое-то время в Горицах остались инвалиды, которые не хотели быть обузой для семьи. Те, кто поправился – их выпускали, помогали с устройством на работу.
Фрагмент горицкого списка инвалидов:
«Ратушняк Сергей Сильвестрович (амп. культ. правого бедра) 1922 ИОВ 01.10.1946 по собственному желанию в Винницкую область.
Ригорин Сергей Васильевич рабочий 1914 ИОВ 17.06.1944 на трудоустройство.
Рогозин Василий Николаевич 1916 ИОВ 15.02.1946 выбыл в Махачкалу 05.04.1948 переведён в другой интернат.
Рогозин Кирилл Гаврилович 1906 ИОВ 21.06.1948 переведён на 3 группу.
Романов Пётр Петрович 1923 ИОВ 23.06.1946 по собственному желанию в г. Томск».
Основная задача дома инвалидов – реабилитировать и интегрировать в жизнь, помочь освоить новую профессию. Например, безногие инвалиды обучались профессии счетовода и сапожника. И ситуация с «отловом инвалидов» неоднозначна. Фронтовики с увечьями понимали, что жизнь на улице (чаще всего так и было – родственники убиты, родители погибли или нуждаются в помощи) плоха. Такие фронтовики писали в органы с просьбой отправить их в дом инвалидов. Только после этого их отправляли на Валаам, в Горицы или на Соловки.
Еще один миф – что родственники ничего не знали про дела инвалидов. В личных делах сохранились письма, на которые отвечала администрация Валаама «Сообщаем, что здоровье такого-то по-старому, ваши письма получает, а не пишет, потому что новостей нет и писать не о чем - всё по-старому, а вам передаёт привет"».
Добрый день , хочу сказать несколько слов об инвалидах, которые жили на острове Валаам.
Действительно инвалиды были отправлены на остров, но вместе с ними были отправлены люди , обслуживающий персонал.
Потомки этих людей и сейчас там живут. Они любят свой остров. Поселение очень маленькое.
Но не вся молодежь покидает свой замечательный остров.
Есть люди , которые могут подтвердить факт жизни инвалидов на острове.
Но инвалиды не были брошены.
Это далеко не миф! В последнее время в РФ складывается тенденция по «отмыванию» сталинских преступлений, пытаясь тем самым навязать населению мнение, что диктатура и бесправие — это очень хорошо!
В последнее время в РФ наблюдается не отмывание, а поливание грязью наследия И.В. Сталина. Я прекрасно помню то время, когда на вокзалах, рынках и других местах скопления людей было много бывших фронтовиков-инвалидов, просящих милостыню. Помню пожилого фронтовика без ног, на тележке, играющем на гармошке. Рядом с ним была женщина, наверное — жена. Они на пару пели песни. Одну я запомнил хорошо. Про Чуйский тракт и шофёра Кольку Снегирёва. Было много инвалидов совсем молодых, в гимнастерках, где вся грудь в медалях и орденах. Многие были без рук и ног. Они всегда сидели около магазинов и пивных, где всегда их кто-то жалел и наливал. А потом они валялись в пыли и грязи вместе со своими наградами. Да, потом их стало становиться все меньше: кто-то спивался и умирал, а кого-то отправляли в дома инвалидов, где они не были одиноки и находились под присмотром и при деле. После страшной войны, как только народ справился с разрухой, власти обратили внимание на проблему инвалидов и решили её. Плохо ли, хорошо ли — но решили. Не то что нынешним властям — люди им не нужны, они живут для себя, но за счёт простых людей.
У Вас хороший комментарий. Наверно, так и было. Но неужели нельзя обойтись без порицания нынешней власти. Оставили бы это при себе как было бы при Сталине.ТОгда все молчали. И именно это и порождало всякие домыслы и мифы.
Какая-то ерунда написана! Во-первых, очень многие инвалиды войны нуждались в постоянном медицинском уходе, такие размещались в специальных медицинских учреждениях. Даже с тяжелыми увечьями (много было т.н. «самоваров» — совсем без рук и ног) они продолжали жить много лет после войны. Нужно также учесть, что инвалидам часто просто некуда было возвращаться, ведь в войну было очень много прямых (от венных действий) и косвенных (голод, ухудшение условий жизни, высокая смертность и т.д.) потерь среди гражданского населения, и все это ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕРМАНСКОГО ФАШИЗМА! Но много инвалидов войны адаптировались к послевоенной гражданской жизни — безрукие, безногие, слепые. Среди таких инвалидов были и не воевавшие гражданские люди. Конечно, были и те, кто не смог найти себя в послевоенной жизни, опускался. Но послушайте: после войны многие годы, десятилетия практически каждая советская семья переживала свое горе, не до общественных обсуждений было, и так все на виду, и твое личное горе ни чем не отличалось от горя твоего соседа, а многие даже стеснялись обращаться за помощью. И еще хочу сказать — после войны нужно было сначала восстановить страну, поднять экономический уровень, чтобы создать возможность настоящей социальной поддержки инвалидов (а не только небольшой пенсии), что и реализовывалось уже начиная со второй половины 60-х гг.
Мой отец и семья с 1946 по 1956 г. жили в гор.Новоград-Волынском,Житомирской области,где отец проходил военную службу.Каждый год мы поездом ездили в отпуск поездом в Тбилиси.
До 1951года на станциях в Новоград-Волынском,Киеве,Ростове на Дону,я ребенок видел очень много инвалидов,особенно передвигающих
на самодельных деревянных тележках и просящих милостыню и продающих фото артистов,при этом они успешно за прыгали в вагон .
В 1952 года таких инвалидов я уже встречал.
Ага, конечно, «заботились об инвалидах», «жили» они там замечательно. Только что же тогда «сохранились письма, на которые отвечала АДМИНИСТРАЦИЯ Валаама», как говорится в этой жалкой статейке? Или сами инвалиды безграмотные были, читать-писать не умели? Да просто потому администрация отвечала, что НЕКОМУ было отвечать, кроме нее — помирали высланные и преданные сталинской людоедской властью инвалиды и никому до них и дела не было. Так что все эти пропагандистские баечки о «заботе об инвалидах» вызывают лишь презрение. Не стыдно историю-то искажать да отбеливать преступления подонка Джугашвили, а, писаки?
Я сам видел инвалидов войны на Валааме..Было это в 60 годах.Мы жили в г.Питкяранта,это на Ладоге и часто летом в те далекие времена туда ходили из нашего города теплоходы..Видел их(инвалидов) прямо на пристани.запомнились тележки,на которых инвалиды без ног передвигались. и их было очень много там.Потом уже в семидесятых,я работал в Петрозаводском аэропорту и мы их вывозили вертолетами(тех кто еще остался в живых) на материк и их распределяли по различным интернатам в Карелии…
После войны были созданы тысячи домов инвалидов по всей Стране Сейчас это все забыто и грязью поливается потому.что санитарки и врачи тех лет не могут им ответить ,как на 100 инвалидов было обслуживающего персонала в 1,5 РАЗА больше,те которые могли работать-для них специально открывали общества инвалидов, которые были закрыты 2005-2008 годах,около нашего дома и до сих пор остановка»Общество инвалидов»осталась Эх вы -зачем врать-то?