21/10/16

Как кубанские казаки фашистов рубали

Кущёвская атака стала последним в истории примером кавалерийского наступления лавой. В начале августа 1942 года казачьи дивизии смогли задержать наступление немцев на Кавказ. Под казачьими шашками фашисты дрогнули.

Последний рубеж

К концу лета 1942 года ситуация на Южном фронте была почти критической. Немецкие войска, не встретив существенного сопротивления, продвигались вглубь Кубани. Войска расформированного 28 июля Южного фронта перешли к Северо-Кавказскому. Наступление на Кавказ, преследовавшее стратегические для немцев цели, шло полным ходом, но 30 июля немцы подошли к реке Ея. Здесь и развернулись исторические события, во многом определившие ход и итог войны.

Заняв оборону на берегу реки в районе станиц Кущёвская, Шкуринекая, Канеловская, две донские и две кубанские дивизии преградили путь катившейся к Кавказу фашистской лавине. 17-й кавалерийский корпус генерала Николая Яковлевич Кириченко в составе 12-й и 13-й Кубанских, 15-й и 116-й Донской казачьих дивизий задержал наступление немцев на три дня.

Шашки наголо

Выжженная, плоская, как стол, кубанская степь представляла собой идеальный плацдарм для стремительно кавалерийской атаки лавой. Участник тех событий казак Ефим Иванович Мостовой вспоминал:

«Николай Яковлевич Кириченко прошлым днём объехал, обошёл весь наш корпус. Он был тоже немногословный с нами, но произнёс короткую речь, короткую я запомнил навсегда. Он сказал, что перед нами отборные вояки Гитлера. Горно-стрелковая дивизия «Эдельвейс» с приданными частями «СС». Красиво, гады, назвали себя, да только в их поганых, кровавых руках любой цветок умирает. Остановить их не могут. От безнаказанности обнаглели, своей кровью ещё ни разу не умывались.Вот мы их и умоем. Кроме нас - некому. На фронте паника. Но мы же казаки».

Психическая атака

Встав в лесопосадках недалеко от станицы Кущёвская, казаки были готовы к атаке и ждали приказа. Треть пути до позиций противника казаки прошли молча. После казаки пустили своих коней рысью. Когда немцы стали видны невооруженным взглядом, они пустили лошадей в галоп. Это была настоящая психическая атака.

Немцы опешили. Они и до этого были наслышаны про казаков, но под Кущёвской увидели их во всей красе.

Вот только два мнения о казаках. Одно - итальянского офицера: «Перед нами встали какие-то казаки. Это черти, а не солдаты. И кони у них стальные. Живыми нам отсюда не выбраться». Немецкий солдат, для которого бой под Кущёвской стал последним, был шокирован: «Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас и заставляет дрожать. По ночам меня преследуют кошмары. Казаки - это вихрь, который сметает на своём пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия всевышнего».

«Под рев моторов»

Несмотря на явное преимущество в оружии, немцы дрогнули. Станица Кущёвская трижды переходила из рук в руки. По воспоминаниям Мостового, в бою участвовала и немецкая авиация, но из-за сутолоки, в которой уже шла ожесточенная борьба в рукопашную, она оказалась фактически бесполезной - бомбить своих люфтваффе не хотел. Самолёты кружили над полем боя на бреющем полёте, очевидно желая напугать казачьих коней, только это было бесполезно - казачьи лошади были приучены к рёву моторов.

Одной живой силой удержать занятые казаками позиции было нельзя, а артиллерия бездействовала. В своих мемуарах маршал Андрей Антонович Гречко так писал об итогах Кущёвской атаки:

«216-я дивизия и на этот раз не оказала поддержки казакам. В итоге кавалерийский корпус отошёл на исходные позиции. В этих ночных атаках на Кущёвскую казаки 13-й кавалерийской дивизии уничтожили более 1 тыс. гитлеровцев и около 300 взяли в плен».

Казак Константин Недорубов

В Кущёвской атаке отличились многие. Особый почёт стяжал полный Георгиевский кавалер, казак Константин Недорубов. Ко времени событий ему было 52 года, однако старый рубака вместе с сыном «положил» 70 фашистов. В его наградном листе указано:

«Попав в окружение под станицей Кущёвской, огнём из автоматов и ручными гранатами, вместе со своим сыном уничтожил до 70 фашистских солдат и офицеров».

За бои в районе станицы Кущёвская казак был удостоен звания Героя Советского Союза.

Вести о Кущёвской атаке разнеслись по всем фронтам. О ней писали газеты, диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан прославлял подвиг казаков в сводках Совинфорбюро, Сталин издал директиву, в которой приказывал учиться побеждать на примере казаков Кириченко. Так кубанцы стали эталоном советского солдата.