Photo by Terry O'Neill/Getty Images
Микки Рурк: боксёр по системе Станиславского

«Я получил репутацию трудного человека, и это было не так уж плохо. Но то обстоятельство, что я открыл рот и высказался против системы, сейчас мне вредит больше, нежели что-либо ещё. Я слышал очень много историй о том, что я принимаю наркотики и торгую ими, избиваю людей…» Эти слова принадлежат Микки Рурку – пожалуй, одному из самых талантливых актеров последней четверти века …

Филипп Андре Рурк-младший появился на свет в 1952 году в ирландской семье. Несмотря на то, что родители Рурка были ревностными католиками, их вера мало сказывалась на климате в семье. Микки с пеленок был свидетелем постоянных скандалов отца и матери, пока, когда мальчику было 6 лет, они окончательно не разошлись. Мать Рурка перевозит его с младшими братом и сестрой в бедный пригород Майами, населенный кубинскими эмигрантами и афроамериканцами. Здесь, чтобы защититься от неблагополучной среды, Микки начинает посещать боксерскую школу. На ринге он подавал даже некоторые надежды, однако после получения серьезной травмы с боксом пришлось расстаться. Окончив школу, Рурк перебивается случайными заработками: он работает вышибалой в клубе, докером в порту, продавцом в гастрономе. В один прекрасный момент Микки понимает, что жизнь идет под откос; он собирает вещи и отправляется в Нью-Йорк – поступать в актерскую школу, имея за плечами незначительный опыт участия в театральном кружке.

Здесь случился первый подъем будущей звезды: приемной комиссии молодой ирландец очень понравился, и его записывают в престижную актерскую студию Ли Страсберга. Именно здесь раскрывается его удивительный талант вживаться в образ до полного перевоплощения.

Вскоре Микки отправился в Голливуд в надежде сделать карьеру киноактера. Но ему хронически не везет. Он участвует в 80 пробах, и всякий раз его забраковывают.
Микки уже стукнуло 30, и можно было ставить на себе как на актере крест, как ему наконец-то улыбнулась удача. Удача в лице самого Стивена Спилберга, который пригласил бывшего боксера сыграть в своем новом фильме «1941». Правда, роль была совсем мизерная. Но Микки рассчитывал, что благодаря съемкам у великого режиссера его все же оценят в Голливуде.
И его заметили. За два следующих года он снимается в двух фильмах: «Ворота в небо» Майкла Чимино и «Жар тела» Лоренса Каждана — первого серьезного открывателя таланта Рурка. Однако в это же время Рурк испытывает жестокий удар судьбы. Зимой 1981 года он получает извещение о смерти отца. Прямо со съемок Микки отправляется в Нью-Йорк на похороны. Лежащий в гробу отец, похожий на старую фарфоровую куклу, для Рурка — это крушение всех детских надежд, его первого смысла жизни.

В 1983 году Фрэнсис Коппола задумывает снять цикл фильмов с участием малоизвестных, но талантливых актеров. Конкурс проводился по всей Америке. В итоге среди отобранных оказались такие новички, как Том Круз, Патрик Суэйзи, ну и, конечно, Рурк. Его Коппола приглашает на главную роль в фильме «Бойцовая рыбка», где Микки играет байкера. После премьеры режиссер будет рассыпаться в комплиментах в адрес актера: «Рурк — выдающийся актер. В нем есть некий магнетизм, тайна, которая заставляет зрителя прильнуть к экрану».
Правда, в Америке «Бойцовая рыбка» не имеет особого успеха. Зато в Европе этот фильм пользуется большой популярностью, а Микки становится для европейцев настоящей культовой фигурой.

В 1985 году Рурк получает приглашение сняться в главной роли в  фильме «9 1/2 недель». На роль его партнерши была приглашена Ким Бейсингер.  Несмотря на конфликты двух актеров во время съемок, фильм стал настоящим шедевром, а Микки и Ким были официально признаны секс-символами 80-х.
Микки продолжал свою «звездную» карьеру, но удовлетворения так и не наступало. Фильмы «Сердце ангела», «Пастор из Гринвич виллидж», «Франциск», «Пьянь», где он играл главные роли, становились популярными в Европе и оставались недооцененными в США. В конце 80-х Микки окончательно разочаровывается в Голливуде. «Мне казалось, что актеры — избранники Бога, медиумы, очищенные от скверны эмоций… Теперь я понимаю: быть актером здесь, в Голливуде,— означает закрыть рот и опускать штаны по требованию!» — говорил Рурк в одном интервью.
Чтобы заглушить депрессию, он сильно увлекается алкоголем и наркотиками. В это же время начинают проявляться все темные стороны характера Рурка. Он устраивает публичные скандалы, выступает с оскорбительными заявлениями в адрес американского шоу-бизнеса, водит дружбу с криминальными авторитетами.

Постепенно он становится «персона нон грата» в голливудском истеблишменте. Если его и приглашали в кино, то на маленькие роли в третьеразрядных боевиках. Большая часть его имущества была описана кредиторами за многочисленные долги. Тогда он принял решение вернуться в бокс. За три года он выиграл 8 из 11 боев на профессиональном ринге, забивая соперников чуть ли не до смерти. Известный американский боксер Боби Конрад, наблюдая за боем Рурка, покинул зал со словами: «Он не борется, он убивает. Это не бокс, это отчаяние!»
Микки не жалел ни себя, ни соперников. Как-то он признался, что порой выходит на ринг с одним желанием — погибнуть. Уже через год после возвращения в бокс, он больше походил на инвалида, нежели на успешного спортсмена. Многочисленные переломы лицевых костей изменили его до неузнаваемости. Обаятельная улыбка, сводившая с ума миллионы поклонниц, превратилась в гримасу паралитика.
Какое-то время актер вел жизнь бродяги. Жил в старом грузовике, единственном имуществе, оставшемся у него. Большую часть денег, вырученных им от бокса и съемок в дешевых фильмах, Микки тратил на своих любимых собак.
Но все неожиданно поменялось в 2003 году, когда режиссер Роберт Родригес пригласил Рурка в свой фильм «Однажды в Мексике». Затем последовали роли в фильмах «Домино» и «Город грехов». Рурк вернулся.  Настоящим триумфом в карьере актера стали съемки в главной роли фильма «Рестлер», за который он впервые получил престижную премию «Золотой глобус» и номинировался на «Оскар».

Правда, это уже не тот Микки, который мог публично затеять потасовку. Он окончательно избавился от алкоголя и наркотиков и активно занялся фитнессом. Теперь он больше походит на успешного бизнесмена, нежели на бунтаря. В своих интервью он объясняет такую перемену тем, что наконец-то понял, что актерская профессия — это бизнес, а не сфера самоутверждения. Однако находятся скептики, которые не верят в разительную перемену главного голливудского анархиста. Один из критиков «успокаивал» публику: «Микки — прекрасный драматический актер, воспитанный на системе Станиславского. Сейчас он, вероятно, перевоплотился в образ нормального парня. Но рано или поздно из роли надо будет выходить, и тогда мы снова увидим подлинного Рурка»…